Никто не хотел быть экс-песняром
Арбитражный суд Москвы решением от 26 января поставил точку в споре между Белорусским государственным ансамблем «Песняры» и ООО «Песняры», зарегистрированном в городе Зеленограде Московской области. В соответствии с буквой закона ООО «Песняры» больше не имеют права на организацию и проведение концертов и шоу-программ под брендом «Песняры». Для артистов московской фирмы теперь это чревато конфликтом с законом.
«Песняров» не может быть много
Пик популярности ВИА «Песняры» пришелся на годы советской власти, когда слова бренд и товарный знак были известны только узкому кругу специалистов. Коммерциализация искусства и распад коллектива привели к необходимости регистрации товарного знака.
Впервые заявка на регистрацию товарного знака «Песняры» в Беларуси была подана руководителем ансамбля народным артистом СССР Владимиром Мулявиным еще в 1999 году. Свидетельство Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) № 12190 было получено 11 апреля 2000 года.
По словам нынешнего руководства БГА «Песняры», имея возможность зарегистрировать товарный знак на физическое или юридическое лицо, Мулявин выбрал государственное учреждение.
В 2003 году после ухода из жизни Владимира Мулявина в городе Зеленоград (Московская область) было создано ООО «Песняры», учрежденное экс-солистом «Песняров» заслуженным артистом БССР Леонидом Борткевичем, директором «Песняров» Игорем Свечкиным, российским бизнесменом Дмитрием Кирьяновым и ООО «Адмирал». ООО «Песняры» зарегистрировало товарный знак «Песняры» № 259213 на территории России.
В то же время государственное учреждение «Белорусский государственный ансамбль «Песняры» имел только национальную регистрацию, что препятствовало организации и проведению концертов в России. Естественно, БГА с такой ситуацией мириться не желал и предпринял меры по защите своих прав на обозначение «Песняры» в странах СНГ.
В базе данных НЦИС можно найти два графических
изображения товарного знака «Песняров»
Для этого необходимо было провести ряд процедур. В частности, получить статус общеизвестного знака в Беларуси (свидетельство НЦИС № 9 от 22.12.2008 г.). Стоит особо обратить внимание, что за 16 лет в Беларуси было зарегистрировано всего 9 общеизвестных знаков, один из которых принадлежит БГА «Песняры». А уже в 2010 году этот знак был признан общеизвестным в России в соответствии со свидетельством Роспатента № 92 от 03.08.2010 г. К слову сказать, в России за 20 лет зарегистрировано всего лишь 92 общеизвестных знака.
Регистрация общеизвестного товарного знака дала возможность БГА «Песняры» ходатайствовать о признании недействительной регистрации товарного знака, принадлежащего ООО «Песняры». Коллегией Палаты по патентным спорам Роспатента 9 февраля 2011 года было вынесено решение об удовлетворении возражения БГА «Песняры». Но зеленоградское ООО «Песняры», не желая расставаться с товарным знаком, подало возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному знаку, принадлежащему БГА «Песняры».
Очередное заседание коллегии Палаты по патентным спорам состоялось 5 апреля прошлого года в Москве. Доводы лица, подавшего возражения от имени ООО «Песняры», были признаны необоснованными, а это значило, что все предыдущие решения Роспатента имеют юридическую силу. И вот 26 января Арбитражный суд потвердел правомерность решений Роспатента.
Стоит отметить, что работа по регистрации общеизвестного товарного знака «Песняры» БГА велась на протяжении пяти лет.
По мнению художественного руководителя и директора БГА «Песняры» Вячеслава Шарапова, благодаря решению Роспатента и Арбитражного суда Москвы белорусский коллектив сможет беспрепятственно гастролировать в России. Все другие «Песняры» (кроме «Белорусских песняров», о чем ниже) отныне вне закона!
«Решением Арбитражного суда Москвы восстановлен статус-кво, — констатирует Вячеслав Шарапов. — Не знаю, какие будут дальнейшие шаги наших коллег, но полагаю: им уже нет смысла продолжать борьбу за бренд. Их дальнейшее поведение — дело совести, здравого смысла. Есть повод серьезно задуматься, что такое «Песняры», и осмыслить свою роль в этом процессе».
Они не сдадутся без боя
Как уже сообщала интернет-газета Naviny.by, при посредничестве Министерства культуры Беларуси БГА «Песняры» отозвал все претензии к ансамблю «Белорусские песняры». Что, собственно, и неудивительно: в этом коллективе работают артисты, причастные к рождению, становлению и процветанию бренда «Песняры».
Что же касается зеленоградского ООО «Песняры», то артисты восприняли решение Роспатента как запрет на профессию и обжаловали его в суде. Но 26 января стало ясно — безуспешно. Значит ли это, что осталось только два «песняровских» коллектива — БГА «Песняры» и «Белорусские песняры»?
Вот как прокомментировал ситуацию заслуженный артист БССР Леонид Борткевич: «Как работали, так и будем работать. На весь март у нас уже расписаны гастроли, с 1 по 15 апреля будем выступать в Израиле. В ноябре-декабре я планирую провести творческий вечер с участием оркестра народных инструментов и эстрадно-симфонического оркестра, приглашу выступить своих коллег, друзей из Росси. Но белорусских артистов приглашу как можно больше для участия в этом концерте.
Есть информация, что вскоре Роспатент исключит из своей компетенции вопросы шоу-бизнеса. За последние годы развелось очень много клонов, и это проблема не только «Песняров», но и других популярных коллективов. Сейчас уже выбор за публикой: на кого зритель идет, тот и останется на сцене. А все эти формальности не столь важны.
Публика идет на имя коллектива, исполнителя. Все знают, кто стоял у истоков того или иного вокально-инструментального ансамбля. Когда администраторы договариваются о гастролях, первый вопрос: «Какие «Песняры»? Никто еще не отказался от проведения концертов «Песняров» под управлением Борткевича.
У «Белорусских песняров» — своя публика. Всем хватает работы, никто ни у кого не забрал кусок хлеба.
А как мне можно запретить петь? Как я могу не иметь права, если я с основания коллектива работал с Мулявиным, спел в «Песнярах» основные хиты. «Александрина», «Алеся», «Вероника», «Березовый сок», «Мой родны кут», «Белоруссия» ассоциируются у людей с моим голосом!
Не вижу ничего плохого в том, что «Песняров» много! Посмотрите любой концерт — молодые исполнители перепевают песни «Песняров» — это прекрасно, Мулявин мечтал об этом — чтобы белорусская песня широко звучала».
А как же руководство БГА «Песняры» намерено реагировать, если коллективы Леонида Борткевича и Игоря Свечкина все же будут гастролировать, используя товарный знак «Песняры»?
«Думаю, они уверены, что с нашей стороны никакого юридического преследования не будет. Лично мне жаль тратить время на всякого рода разбирательства, но это и не мое частное дело, — говорит Вячеслав Шарапов. — Бренд «Песняры» принадлежит государств, без преувеличения является частью имиджа Беларуси. Именно с этой точки зрения надо смотреть на деятельность коллективов-клонов: как они влияют на имидж бренда, на общественное мнение, как все это отражается на работе легитимного ансамбля. Повторюсь, мы — государственный коллектив, и если наше руководство в лице Министерства культуры сочтет нужным, то мы будем совершать какие-то юридические шаги, направленные на ограничение или прекращение деятельности клонов».
Вас тут не стояло…
Похоже на то, что, несмотря на юридическую очевидность проблемы, борьба за бренд не прекратится и вряд ли в ней возможно победить кому-то одному. Если взять такой популярный критерий как «стояли на сцене с Мулявиным», так Леонид Борткевич и Игорь Свечкин работали с Владимиром Георгиевичем десяток лет. А вот кто такие «Чувашские песняры»? Кто такой «Боян всея Руси, Песняр Олег Атаманов»? Кто такие, в конце концов, самодеятельные и полусамодеятельные самопровозглашенные «известные артисты», выступающие по белорусским весям и пансионатам с репертуаром «Песняров», используя в том числе их «минусовые» фонограммы двадцатилетней давности? Наверное, если начинать борьбу за чистоту рядов, то эту пену тоже не стоит обходить своим вниманием.
Бренд «Песняры» в Беларуси принадлежит государству, но имя Владимира Мулявина принадлежит его семье, являющейся по закону наследниками авторских прав. Знает ли вдова музыканта, его дети: кто, где и как исполняет песни Мулявина? Со всякого рода концертов для узкого круга слушателей не отчисляются авторские — это всего лишь упущенная финансовая выгода для наследников. Но кто возьмется подсчитать какой ущерб наносят публике, вынужденной в каком-нибудь мелком зальчике слушать белорусскую песенную классику, изуродованную невесть кем?
На сегодняшний день именно такие «теневики» лучше всех устроились. Если в отношении зарегистрированных коллективов можно применить установленные законодательством санкции, то «тени» всегда растворятся…
Сегодня надо защищать не только товарный знак «Песняры», но уже и историю коллектива. Чем больше проходит времени, тем больше находится «причастных». И вот уже ведущие концерта говорят, что музыкант W. — создатель и участник первого состава «Песняров», хотя документы свидетельствуют о том, что этот человек пришел в коллектив через два года после его основания. Или такой факт: молодежная студия в «Песнярах» никогда не была документально оформлена — артисты числились музыкантами второй категории. А поскольку зарплата на этой позиции была почти что символической, то музыкантов оформляли еще и рабочими сцены. На гастроли молодежь практически не ездила. Недавно музыкант G., стаж которого в «Песнярах» и полгода не насчитывает, уверял общественность, что на протяжении нескольких лет являлся руководителем молодежной студии, хотя в штатном расписании такой должности никогда не было!
К «Песнярам» давно применяется штамп «легендарные». Но надо помнить, что в легенды добавляется много вымысла.
Для легенд характерно и преувеличение, однако классические «Песняры» — незаурядное явление в белоруской культуре. Без всякого преувеличения. Поэтому нужно бережно, даже трепетно относится к истории коллектива и его творчеству.
Оксана ЯНОВСКАЯ