«Тростенец»: здесь убивали людей...
Общественные дискуссии о необходимости создания мемориального комплекса «Тростенец» не утихают с 1994 года, когда Совмин принял соответствующее постановление. Многие скульпторы, архитекторы и художники предлагали свои идеи. За долгие годы, пока проект стопорился по причинам в первую очередь финансовым, некоторые авторы перегорели темой, другие умерли, третьи предложили слишком дорогостоящие проекты, и они были отвергнуты. Но дело хоть и потихоньку, но движется: сегодня первая очередь проектной документации по созданию мемориала, выполненная в УП «Минскпроект» творческим коллективом молодых архитекторов под руководством А.А.Аксеновой, согласована с Министерством культуры и Комитетом архитектуры. И научный руководитель объекта, она же главный архитектор проекта, Анна Аксенова впервые рассказывает и показывает читателям «СБ», как будет выглядеть мемориальный комплекс «Тростенец», о котором так долго говорят.
— Анна Алексеевна, несколько лет назад был объявлен конкурс на лучший эскиз создания мемориальной композиции «Тростенец». Кто в итоге его выиграл?
— В январе 2010 г. Минский горисполком провел открытый республиканский конкурс, целью которого являлось создание мемориальной композиции, призванной увековечить страдания людей, уничтоженных нацистами в период 1941 — 1944 годов в районе деревни Малый Тростенец в окрестностях Минска. Победителем конкурса была признана композиция «Врата памяти» скульптора Константина Костюченко. Это 10–метровой высоты скульптура. Ее образное решение — врата, которые никого и ничего не закрывают и стоят одиноко, что наводит на мысль о бессмысленности убийств. Лицевая сторона выполнена, как старый черно–белый снимок узников этого комплекса, смотрящих на нас из того времени. Тыльная сторона, как псалтырь с отходной молитвой о душах убитых здесь людей.
— По проекту скульптура устанавливается на холме, к которому ведут основные пешеходные дорожки, архитектурно–планировочное решение территории построено по принципу треугольника.
— Треугольные связи в данном контексте — это символ напряженности, замкнутости, несвободы в пространстве и времени, но в то же время треугольник — это символ вечности и памяти. Естественно, мы увязали скульптуру «Врата памяти» с благоустройством всей территории, которая является историко–культурной ценностью в границах 124 гектаров. В первую очередь мы выполнили проект благоустройства территории мемориала, наиболее значимой ее части, где располагался непосредственно лагерь смерти, — это участок в 60 гектаров. Как вы знаете, сейчас эта территория находится в ужасном состоянии и, право, стыдно перед всем миром далее откладывать строительство данного комплекса.
— Что он будет из себя представлять?
— На входе мы сохраняем историческую «дорогу смерти», обсаженную с двух сторон тополями: по ней узников вели из приемника в концлагерь. Главной композиционной и визуальной осью комплекса является «дорога памяти», ведущая от входа к площади с памятником–монументом. В начале маршрута установлена гранитная стела с информацией об истории места. Далее посетители подходят к памятнику–монументу «Врата памяти», за ним расположено «поле погребения», где рассеивали пепел сожженных узников. Три луча–дороги, врезающиеся в рельеф, ограничивают сакральную зону, выполненную в ровном газоне. Кроме того, проектом предлагается выполнить консервацию фундаментов всех сохранившихся сооружений лагеря, установив рядом таблички с исторической информацией.
— Памятники 60–х годов здесь сохранятся?
— Мы их обновим — архитектурное решение обелисков несколько устарело.
— На территории мемориального комплекса есть деревянный жилой дом со всеми хозпостройками. Его будут сносить?
— А вот это — проблема. И ее нужно как–то решать. В усадьбе прописано много человек, они являются собственниками дома, поэтому, если его сносить, им всем нужно дать квартиры. Пока средств для такого мероприятия нет.
— В конце маршрута есть и немецкое кладбище?
— Да, мы его тоже приведем в порядок, ограничив территорию изгородью из стриженого кустарника и установив информационную табличку. Обратный маршрут по проекту пролегает вдоль набережной реки Тростянка. И меня как научного руководителя данного объекта беспокоит состояние этой реки — она очень загрязненная. Мы, конечно, приведем в порядок берег, а вот средств на ее обводнение и очистку пока нет. Но если выполнят то, что запроектировано в первой очереди, — это уже будет не так и мало. Надо же с чего–то начинать...
Справка «СБ»
Концлагерь Тростенец был четвертым по числу уничтоженных там нацистами людей после таких печально известных мест, как Освенцим, Майданек и Треблинка. Тростенецкий лагерь был создан в начале 1942 года немецкими оккупантами как трудовой лагерь для обслуживания подсобного хозяйства, но очень быстро превратился в фабрику смерти — произвол охранников, расстрелы и повешения заключенных были здесь буднями. На место расстрелянных ежедневно доставлялись новые заключенные: немецкие, чешские, австрийские и узники минских тюрем и лагеря по улице Широкой, гражданское население Минска, схваченное во время облав, в том числе и в партизанских зонах во время карательных операций.
За годы Второй мировой войны в Тростенецком лагере смерти были расстреляны, сожжены и повешены 206.500 граждан всех возрастов, разных наций из государств Европы. Первые 3 памятных знака здесь были установлены в 60–х годах прошлого века:
— обелиск в память узников смерти стоит в поселке Большой Тростенец (установлен в 1963 году);
— памятник на месте сожжения 6.500 заключенных (1965 г.);
— памятник на месте кремационной ямы–печи, в которой было уничтожено 50.000 человек.
Автор публикации: Виктория ПОПОВА
Фото: Артур ПРУПАС