Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?

Источник материала:  
25.01.2012 16:48 — Новости Культуры

Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?


Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?
По сведениям столичного "Киновидеопроката", окупаемость закрывшегося "Центра-видео" не превышала 20 процентов. Убыточен и кинотеатр "Ракета". Значит ли это, что в двухмиллионном городе нет горстки киноманов, которым интересно авторское кино?

— Проблема видеокомплекса заключалась в том, что самые кассовые вечерние фильмы, начинающиеся в 21.00, не могли быть там продемонстрированы, поскольку торговый центр "Столица" работает до 22.00. И "Центр-видео" при таком раскладе просто не мог себя окупить. Тем более Минск действительно сложно назвать киноманским городом, — поведал киноаналитик Игорь Сукманов. — Когда закрывают или переносят в менее удобные места привычные точки просмотра авторских лент, теряется самое главное — целевая аудитория. С артхаусом надо работать, его нужно изучать. Поддерживать это направление за счет одних только хозяйственников в лице "Киновидеопроката" неправильно. Помогать должен город. Если возьмете любую крупную культурную столицу Европы, то увидите, что все артхаусные залы там находятся в центре. Они не занимают много места, некоторые могут вмещать всего 20-30 человек. Но они работают на свою аудиторию. Понятно, что публика эта не массовая, а избранная. Тем не менее ее нужно постоянно воспитывать.
 
— И каким образом?
Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?— Показывать авторские фильмы регулярно, а не время от времени. Не должно быть так, чтобы после отзвучавшего "Лістапада" последующие полгода все кинотеатры продолжали потчевать зрителя чисто голливудской продукцией. В таком случае у киноманов не вырабатывается никаких привычек, у них не возникает четкого представления о том, что в городе есть залы, работающие на их вкус и потребности. Да, арт­хаус в Минске показывают в "Победе", Доме кино, изредка в "Центральном". Но, опять-таки, это все спорадические акции, не имеющие постоянной основы. А зритель как раз должен четко знать, что в таком-то конкретном кинотеатре ВСЕГДА можно увидеть фильмы интересующего направления кинематографа. В этом случае, даже если человек не является специалистом, следящим за всеми событиями в мире кино, но устал от попкорновых картин и хочет приобщиться к чему-то необычному, выходящему за клишированные рамки, он приходит в кинозал, смотрит репертуарную афишу и что-то для себя выбирает. В Минске пока таких мест попросту нет.
 
— А как же кинотеатр "Ракета", где по вторникам показывают киноманские ретроспективы? Почему его нельзя назвать артхаусной площадкой?
Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?— Потому что он находится в той части города, которая не является культурной. Согласитесь, если вы захотите хорошо провести время, то вряд ли отправитесь в рабочий квартал. Ведь чтобы обсудить кино, имеет смысл сходить после просмотра в кафе. Причем в такое, где тебя будет окружать нормальная атмосфера, трезвые люди, где не станут крутить русский шансон. А теперь посмотрим на "Ракету": до метро от нее нужно пройти, причем далеко не по самым освещенным и безопасным улицам. Заведений, где можно было бы потолковать об искусстве, поблизости тоже нет. И что делать зрителю? Сразу после сеанса бежать домой, думая лишь о том, как поскорее сесть в транспорт? Многие так и поступают. Но это неправильно. Смазывается послевкусие от просмотра. Культурную среду необходимо формировать, прививать. Во многих европейских городах в час ночи все сияет и жизнь бьет ключом. Мы приезжаем туда и думаем: живут же люди! А ведь тут нет ничего удивительного. Где есть постоянный спрос, будет и постоянное предложение. Мы пока не можем это создать.
 
— Потому что некому?
— Полагаться надо только на себя: кто, если не мы? Возьмите "Лістапад": чтобы доказать, что Дом кино не может быть главной фестивальной площадкой в силу своей удаленности от центра, дирекции форума нужно было потратить немало времени и сил. Доказали. Перенесли основные конкурсные показы в "Центральный". И результат, считаю, получился именно тот, на который рассчитывали: на фильмах не было полупустых залов (по данным "Киновидеопроката", заполняемость кинотеатра в дни фестиваля составила более 92 процентов.Прим. авт.). Это должно культивироваться. Чтобы возникла традиция, привычка. Ведь на "Лістападзе" демонстрировалось именно то кино, которое противостоит традиции развлекательного, бездумного. Оно бросает вызов всей системе потребительских ценностей. Еще пример: фильмы Ларса фон Триера ("Меланхолия") и Вуди Аллена ("Полночь в Париже"), которые шли при полных залах в "Центральном" несколько недель подряд. Эти факты говорят: система культурного центра работает. Создайте зрителю необходимые условия, и он будет ходить на артхаус. Но для того чтобы у нас появлялись кинотеат­ры некоммерческого кино, необходима поддержка. Такие площадки не смогут приносить бешеной прибыли. И здесь необходимо четко расставить акценты: голливудские блокбастеры — для зарабатывания денег, артхаус — для души. Много ли вы вспомните беллетристики XVIII-XIX веков? Литературных произведений, пользовавшихся в те времена высоким спросом? Думаю, нет. Более того, если начнете их читать, они покажутся вам маловразумительными, устаревшими, неинтересными. И это отличает их от классики, которая на тот момент, возможно, и не имела больших тиражей, но за счет своей высокой художественной ценности пережила и своих авторов, и свое время.
 
— Если проследить тенденцию в динамике, на ваш взгляд, в Минске за последние лет 10 увеличилось или уменьшилось число тех, кому интересно некоммерческое кино?
— В процентном соотношении это число небольшое и всегда колеблется примерно на одном уровне. Другое дело, что сегодня белорусский прокат все больше зависит от российских настроений. Из-за чего в Минске прекратился "Киноформат 4х4"? С точки зрения конъюнктуры, нельзя было сказать, будто публика от него устала. Но количество артхаусных картин, закупаемых российскими дистрибьюторами, резко уменьшилось, потому что в России наступил кризис. Это как раз тот самый случай, когда свертывание какого-то благого начинания не вытекает из реальной ситуации и обусловлено лишь внутренними проблемами нашего восточного соседа. Кроме того, у нас нет меценатов. Не только в сфере кино, но и в культуре в целом. Если у представителей бизнеса возникнет потребность и возможность поддерживать искусство, к ним не надо будет идти с протянутой рукой. Они сами придут и предложат свои услуги. Когда же такой инициативы нет, она должна исходить со стороны государства. Можно привести в качестве примера Литву, Эстонию, Польшу. Тоже маленькие страны, во многом зависимые от своих более крупных и влиятельных соседей. Но культурная жизнь там богаче, разнообразнее. За одним событием там сразу же приходит другое, третье. Жизнь кипит! Все, что касается культуры, не может существовать в прямой зависимости от финансовых показателей: у этого фильма большой зрительский потенциал, мы его покажем, а у этого нет — значит, показывать не станем. Здесь другие правила игры. Поддержка со стороны очень важна и необходима.
 
Мнение
— Артхаусное кино мы покупаем и показываем меньше потому, что эти фильмы, за редким исключением, не могут собрать у нас полные залы. Хотим мы этого или нет, но "Киновидеопрокат" постепенно становится бизнес-структурой. А значит, экономические интересы мы обязаны ставить выше интересов отдельных зрителей. Доля авторских картин в широком прокате невелика не только у нас, но и во всем мире. Их показывают в основном на кинофестивалях. Тем не менее в 2012 году мы по-прежнему будем в Доме кино, "Победе", "Ракете" демонстрировать наиболее заметные артхаусные ленты со всего мира. В Минск приедут фильмы, заявившие о себе на крупнейших кинофестивалях, завоевавшие там награды.
←3D все же придет в Бобруйск?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика