Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?
25.01.2012 16:48
—
Новости Культуры
Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?

По сведениям столичного "Киновидеопроката", окупаемость закрывшегося "Центра-видео" не превышала 20 процентов. Убыточен и кинотеатр "Ракета". Значит ли это, что в двухмиллионном городе нет горстки киноманов, которым интересно авторское кино?
— Проблема видеокомплекса заключалась в том, что самые кассовые вечерние фильмы, начинающиеся в 21.00, не могли быть там продемонстрированы, поскольку торговый центр "Столица" работает до 22.00. И "Центр-видео" при таком раскладе просто не мог себя окупить. Тем более Минск действительно сложно назвать киноманским городом, — поведал киноаналитик Игорь Сукманов. — Когда закрывают или переносят в менее удобные места привычные точки просмотра авторских лент, теряется самое главное — целевая аудитория. С артхаусом надо работать, его нужно изучать. Поддерживать это направление за счет одних только хозяйственников в лице "Киновидеопроката" неправильно. Помогать должен город. Если возьмете любую крупную культурную столицу Европы, то увидите, что все артхаусные залы там находятся в центре. Они не занимают много места, некоторые могут вмещать всего 20-30 человек. Но они работают на свою аудиторию. Понятно, что публика эта не массовая, а избранная. Тем не менее ее нужно постоянно воспитывать.
— И каким образом?

— А как же кинотеатр "Ракета", где по вторникам показывают киноманские ретроспективы? Почему его нельзя назвать артхаусной площадкой?

— Потому что некому?
— Полагаться надо только на себя: кто, если не мы? Возьмите "Лістапад": чтобы доказать, что Дом кино не может быть главной фестивальной площадкой в силу своей удаленности от центра, дирекции форума нужно было потратить немало времени и сил. Доказали. Перенесли основные конкурсные показы в "Центральный". И результат, считаю, получился именно тот, на который рассчитывали: на фильмах не было полупустых залов (по данным "Киновидеопроката", заполняемость кинотеатра в дни фестиваля составила более 92 процентов. — Прим. авт.). Это должно культивироваться. Чтобы возникла традиция, привычка. Ведь на "Лістападзе" демонстрировалось именно то кино, которое противостоит традиции развлекательного, бездумного. Оно бросает вызов всей системе потребительских ценностей. Еще пример: фильмы Ларса фон Триера ("Меланхолия") и Вуди Аллена ("Полночь в Париже"), которые шли при полных залах в "Центральном" несколько недель подряд. Эти факты говорят: система культурного центра работает. Создайте зрителю необходимые условия, и он будет ходить на артхаус. Но для того чтобы у нас появлялись кинотеатры некоммерческого кино, необходима поддержка. Такие площадки не смогут приносить бешеной прибыли. И здесь необходимо четко расставить акценты: голливудские блокбастеры — для зарабатывания денег, артхаус — для души. Много ли вы вспомните беллетристики XVIII-XIX веков? Литературных произведений, пользовавшихся в те времена высоким спросом? Думаю, нет. Более того, если начнете их читать, они покажутся вам маловразумительными, устаревшими, неинтересными. И это отличает их от классики, которая на тот момент, возможно, и не имела больших тиражей, но за счет своей высокой художественной ценности пережила и своих авторов, и свое время.
— Если проследить тенденцию в динамике, на ваш взгляд, в Минске за последние лет 10 увеличилось или уменьшилось число тех, кому интересно некоммерческое кино?
— В процентном соотношении это число небольшое и всегда колеблется примерно на одном уровне. Другое дело, что сегодня белорусский прокат все больше зависит от российских настроений. Из-за чего в Минске прекратился "Киноформат 4х4"? С точки зрения конъюнктуры, нельзя было сказать, будто публика от него устала. Но количество артхаусных картин, закупаемых российскими дистрибьюторами, резко уменьшилось, потому что в России наступил кризис. Это как раз тот самый случай, когда свертывание какого-то благого начинания не вытекает из реальной ситуации и обусловлено лишь внутренними проблемами нашего восточного соседа. Кроме того, у нас нет меценатов. Не только в сфере кино, но и в культуре в целом. Если у представителей бизнеса возникнет потребность и возможность поддерживать искусство, к ним не надо будет идти с протянутой рукой. Они сами придут и предложат свои услуги. Когда же такой инициативы нет, она должна исходить со стороны государства. Можно привести в качестве примера Литву, Эстонию, Польшу. Тоже маленькие страны, во многом зависимые от своих более крупных и влиятельных соседей. Но культурная жизнь там богаче, разнообразнее. За одним событием там сразу же приходит другое, третье. Жизнь кипит! Все, что касается культуры, не может существовать в прямой зависимости от финансовых показателей: у этого фильма большой зрительский потенциал, мы его покажем, а у этого нет — значит, показывать не станем. Здесь другие правила игры. Поддержка со стороны очень важна и необходима.
Мнение
— Артхаусное кино мы покупаем и показываем меньше потому, что эти фильмы, за редким исключением, не могут собрать у нас полные залы. Хотим мы этого или нет, но "Киновидеопрокат" постепенно становится бизнес-структурой. А значит, экономические интересы мы обязаны ставить выше интересов отдельных зрителей. Доля авторских картин в широком прокате невелика не только у нас, но и во всем мире. Их показывают в основном на кинофестивалях. Тем не менее в 2012 году мы по-прежнему будем в Доме кино, "Победе", "Ракете" демонстрировать наиболее заметные артхаусные ленты со всего мира. В Минск приедут фильмы, заявившие о себе на крупнейших кинофестивалях, завоевавшие там награды.