Не так страшен «формат», как его малюют

Источник материала:  
Если вы уверены в том, что ваше искусство должно принадлежать народу, — дерзайте...

Моему знакомому музыканту, который намедни вздумал осчастливить собственноручно скроенными песнями отечественного меломана, музыкальные редакторы на радио грозно заявили: «Неформат!» И не приняли его композиции в ротацию. Рыдая у меня на груди, приятель сучил кулаками и сквозь слезы пытал вопросом: «Почему их не взяли? Они же классные!» Я тоже был слегка растерян, так как треки слышал и надеялся, что они вполне достойны FM–эфира. А еще мне казалось, что на нашем радио стали гораздо гуманнее относиться к опусам начинающих и заканчивающих исполнителей. Как же я ошибался...


Правда, продюсеру и текстовику Владимиру Кубышкину никогда не отказывали в ротации композиций его подопечных. Поэт–песенник полагает: если в Беларуси и был радийный формат, то сегодня такового нет, точнее — он общий для всех «игроков». С одной стороны, чисто из «эгоистических» соображений Владимира это устраивает, с другой — он убежден: каждая FM–станция должна иметь свою аудиторию. С музыкой, которую можно послушать только на ее волнах. А когда все «эфэмки» похожи между собой, то и работают они ни для кого. Кубышкин уверен и в том, что артист, пеняющий на то, что кто–то где–то не взял его трек, — неудачник, не умеющий делать достойный продукт. Хорошо Георгий Колдун не слышал «приговора»...


Певец в последнее время почти не путешествует по радиостанциям, предлагая им песни, а выкладывает их на сайте radiohit.by. Оттуда программные директора и могут «скачать» все, что им понравится. Но еще два года назад Колдун–старший сталкивался с тем, что в ротацию его песни не брали. Например, на «Русском радио» Георгию мотивировали вето «слишком загруженными по содержанию текстами, сложными для восприятия их слушателем». Такое объяснение  Георгия не устроило: когда речь шла о каких–то технологических моментах — мало или много голоса, инструменты излишне резки, композицию надо сократить, музыкант был готов к компромиссу. А к вкусовщине артист относится крайне негативно. Он предпочитает сочинять в первую очередь для себя, а не ориентироваться на кого бы то ни было.


Шеф–редактор «Альфа–Радио» Андрей Холодинский подтвердил слова Колдуна о том, что ответственные товарищи на радио, допустим, музыкальные редакторы, действительно могут иметь персональных инопланетян в голове. Он знаком с коллегами, которые доверяют исключительно своему вкусу. Но собственную станцию Андрей в обиду не дает: если песня попадает в формат (поп–музыка для взрослых — от 27 до 35 лет, шлягерная, рожденная в 1990 — 2000–х годах, и немного новинок), то ее «эфирят». И рядом запросто могут звучать треки Open Space и Ани Шаркуновой. А Виктора Калину Холодинский в ротацию не пустил, посоветовав тому обратиться на «Радио–Рокс». И еще на «Альфе» не будет «шила и шлака» — к качеству записи там относятся очень строго и «композицию», изготовленную на «кухне», у автора не возьмут.


Но у Константина Драпезо из группы «Александра и Константин» воспоминания от сотрудничества с «Альфой» не очень приятные. Послушал как–то Андрей Холодинский альбом «Автономная навигация» и вынес вердикт: несуразица, понапихано всего что только можно, нам не подходит. Через пару месяцев музыкант снова попытался пробить брешь в обороне станции, обратившись к другому человеку. И тот... дал «добро» на ротацию. «Зачастую многое строится на личностных отношениях, — комментирует свое общение с FM–представителями Драпезо. — У нас никогда не было проблем с «Радио «Мир», «Радиус FM», «Радио–Рокс», пока оно не переключилось на шансон. А придешь в другое место и не понимаешь, кто с тобой разговаривает: он хоть что–нибудь оканчивал из музыкальных заведений, знаниями соответствующими обладает? Неприятная и унизительная процедура». Сегодня дуэт тоже выкладывает новые треки на интернет–ресурс, предлагающий радийщикам их скопировать... А потом обзванивает программных редакторов: «Почему наши песни не «качаете»?» Те мнутся...


Уж если у нас бенефициантом выступает Георгий Колдун, то я дарю вам еще историю, связанную с ним. У Анатолия Чепикова — директора «Пилот–FM» — раньше существовали претензии к тому, как сводили треки певца: из–за специфического вокала голос у исполнителя получался каким–то кричащим. На радиостанции Георгию посоветовали по–другому обрабатывать вокал при мастеринге. И недавно он принес два варианта одного и того же произведения... Формат «Пилота» Анатолий характеризует так: «популярные современные песни». В том числе и те, которым не так много лет или дней. На станции полагаются на свой профессионализм и интуицию при выборе материала — станет ли завтра шлягером та или иная вещь либо нет? Скажем, композицию Александра Рыбака Fairytale поставили в эфир сразу после ее первого обнародования — задолго до «Евровидения». Чтобы песня попала в ротацию на этом радио, она должна быть аранжирована в духе нынешнего времени, оригинальна, не иметь примитивного текста. И особое внимание обращается на то, насколько грамотно исполнитель поет и умеет выражать себя как артист.


А программный директор Unistar Юлия Завгородняя прямо апеллирует к певцам и певицам: «Приносите к нам песни! Они очень нужны!» Но помните, добавляю я от себя, что ядро слушателей радио составляют люди в возрасте от 25 до 35 лет. Транслирует оно записи 1990 — 2000–х годов (и чуть–чуть 80–х). В основном — зарубежная поп–музыка. Плюс немножко поп–рока и русскоязычных песен, и 10% от эфира занимают современные мелодии и ритмы, те, что возглавляют мировые чарты. И нужно быть готовым к тому, что даже при выполнении всех вышеперечисленных условий с ротации вас могут снять. Однажды не повезло Алене Ланской: руководство станции посчитало, что некоторые треки плохо ею спеты и скверно записаны. Не так давно среди «пользователей» радио провели тестирование: от одного из полученных результатов мне взгрустнулось. Респонденты затруднились ответить, кому именно принадлежат 100 композиций в исполнении белорусских артистов, звучащих на Unistar. И тут уж формат не виноват...


Если вы уверены в том, что ваше искусство должно принадлежать народу, — дерзайте. Сочиняйте красивую музыку, умело исполняйте и записывайте ее и несите на радио. И врывайтесь в наши дома с победой — с песней форматной и прекрасной во всех иных отношениях!

Автор публикации: Олег КЛИМОВ

←Лучшими джазменами года признаны два музыканта биг-бэнда оркестра Михаила Финберга

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика