Не надо пичкать детей примитивом

Источник материала:  

Когда кто–то говорит, что настоящей музыки больше нет, а с Ахмадулиной закончилась русская поэзия да певицы вымерли как вид, не верьте! Все три счастливые ипостаси объединились в женщине, творящей уже 20 лет. Мне жаль, если вы до сих пор не слышали и не видели это чудо. И как же я завидую тем из вас, кто, прочитав нижеследующие монологи и желая познакомиться с героиней предметнее, бросится в магазины в поисках ее пластинок и, вполне вероятно, не найдя их (потому что раскупили), погрузится в интернет и тайны мелодий, поэтических строк и голоса Ирины Богушевской. А, собственно, чего завидовать? Пойду–ка я к проигрывателю и в который раз открою для себя удивительную, сильную и нежную артистку.


Досье


Ирина Богушевская окончила философский факультет Московского государственного университета с красным дипломом. Играла в спектаклях студенческого театра МГУ под руководством Евгения Славутина.


В 1993 году Ирина получила Гран–при Международного фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова.


У Богушевской двое детей — Артемий (от брака с Алексеем Кортневым, лидером группы «Несчастный случай») и Даниил (его папа — журналист Леонид Голованов).

 

Музыка для маленьких


Недавно вышел альбом «Детская площадка N 1», в работе над которым приняли участие я (как певица и идеолог проекта), поэт и писатель Андрей Усачев и композитор Александр Пинегин. Это не просто диск, а еще и книжка с иллюстрациями. В пластинке 20 песен для дошкольной и младшей школьной аудитории — от 3 до 12 лет. Каждая из них — маленькая поучительная история, рассказанная взрослым ребенку в игровой форме, как «Жевательная история» — про девицу Бигелоу, злоупотреблявшую жвачкой. И главное то, что все они очень смешные. Поэтому дети с удовольствием их слушают и потихонечку обучаются, например, этикету. В поэзии Усачева меня больше всего поражает «оптика»: совершенно детский, удивленный взгляд на мир. Я не знаю, как ему это удается, как он умудряется переключать тумблер «взрослый/ребенок», когда пишет. Нас с Андреем объединяет схожее чувство юмора. И какие–то вкусовые пристрастия: ни разу не было такого, чтобы мы не совпали в оценке какого–то фильма, спектакля или книжки. В одном из своих интервью Усачев сказал, что для того чтобы стихи были понятны маленькому человеку, нужно писать их простым языком. С музыкой Пинегина в нашем случае то же самое. Но очень легко подменить слово «простота» словом «примитив». Совершенно разные вещи! Есть всем нам известная колыбельная Моцарта «Спи, моя радость, усни». Простая она? На первый взгляд, конечно, да. Но какая там дивно прихотливая мелодия! А песенки из диснеевских мультфильмов? Они давным–давно стали классикой во всем мире: чудесные мелодии, но иногда сложные ритмически и гармонически, и тем не менее дети от них в восторге. Не надо пичкать их примитивом! А то так и не научатся использовать больше чем 10% мозга!


Ответственность на нас, тех, кто придумал эту работу, лежала колоссальная. Дети воспринимают все, что мы им преподносим, некритически, и оно сразу записывается в базовые слои личности и становится основой вкуса на всю жизнь. К счастью, в СССР для детей творили великие мастера: взять хотя бы музыку Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» или «Бременских музыкантов» Геннадия Гладкова, так что планка была задана высокая. Мне с моей командой хотелось соответствовать именно таким стандартам, ведь мы создавали детские аранжировки для живых инструментов, чего, по–моему, никто не делал с тех пор, как в обиход вошли синтезаторы с набором заготовленных шаблонов.


Радостно, что мы не одиноки. Есть отличная серия «Классика для малышей», где минимальным составом, в облегченных аранжировках сыграны жемчужины академической музыки. Издаются сборники «50 песен из кино и мультфильмов». Иногда выходят прекрасные аудиокниги: поразительно просто издательство «КонтентМедиа» сделало сказки Сергея Козлова (про ежика в тумане). Еще мне нравится, как трудятся с музыкой люди, выдумавшие «Смешариков», отличные работы у производителей сериала «Маша и медведь». Да и диснеевские мультфильмы у нас озвучивают на хорошем уровне, можно брать саундтреки, хотя бы потому, что инструментовки там все записаны шикарными оркестрами.


А вообще, я не понимаю, как устроен мозг у настоящих композиторов. Мне кажется, невозможно носить в себе, скажем, «Весну священную» и при этом есть яичницу. Как такое сочетается в одном человеке? Уму непостижимо! Не понимаю, как можно услышать у себя в голове и написать оркестровую партитуру. Как они жили? На мой взгляд, какое–то мученичество.


Человек–ошибка


Я многим недовольна в себе и все делаю не так! Я вообще человек–ошибка. Это недавно стало понятно, когда мы выступили «живьем» на телеканале «Дождь» и премьерная песня «Станем птицами» появилась у них на сайте. Она провисела на главной странице всего пару часов и собрала 888 просмотров, потом ее убрали. Притом другие фрагменты эфира, висевшие на той же странице неделю, набрали по тысяче просмотров. То был урок, и теперь одна из моих забот — найти бюджет на хорошее видео. Потому что у нас его просто нет и не было никогда — всегда денег не хватало. А надо было, наверное, занять.


Я убеждена, что бороться в жизни нужно только с собой. Все наши проблемы, болезни, как реки с вершины горы, вытекают из головы. Вот туда и надо смотреть, если вы чем–то в своей жизни недовольны. Там гнездятся вредоносные вирусные программы. Но хорошая новость заключается в том, что с ними можно работать, убирать их. Моя жизнь — пример такой работы.


Привет «Серебряной свадьбе»


Минский кабаре–бэнд «Серебряная свадьба» — кумир продвинутой московской публики, я сказала бы, самых ее сливок; великолепный коллектив с отличным чувством юмора, со своим почерком. Мне близок его стиль. Есть в каждой группе людей, занимающихся творчеством, какой–то энергетический сгусток, то, ради чего они вместе. И это стоит беречь.

Автор публикации: Олег КЛИМОВ

←Финальный аккорд

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика