Когда уходят гости
О культурной жизни |
Обычный будний вечер в Минске: прошли праздники, но еще не сняли иллюминацию. Переливаются гирляндами елки на центральных площадях, сверкают огнями витрины. Где–то еще можно увидеть человека с разрумяненными щеками от легкого морозца в шапке Деда Мороза — гуляка, заблудившийся между календарными датами. Глядя на него, и самому не хочется вливаться в будничный ритм. В этом желании напоминаешь себе ребенка: как будто скребешь ложкой по дну банки с вареной сгущенкой, а там — на дне — уже пусто.
Постновогодняя пора — время не только волшебства, чудес и неизбежной изжоги от переедания, но и подведения итогов. «В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание? — в очередной раз шутит с телеэкрана эксцентричный герой фильма «Курьер». И чтобы после праздников не скатиться в пошлую и предсказуемую хандру, об опасности которой предупреждают психологи, надо идти, как артист Велюров, к людям: на каток, в филармонию, концертный зал, театр, в конце концов. Не прозябать у телевизора, глядя очередной повтор новогоднего «Огонька», который светит, да не греет.
Пролистав вечернюю афишу, решаю пойти на спектакль «Вечер» театра им. Я.Купалы. Озаглавленный некогда как «реквием по XX веку», сегодня он вполне может называться «спектаклем–завещанием» режиссера Валерия Раевского, ушедшего от нас в прошлом году. Нет уже в афише громких спектаклей купаловцев — «Ромул Великий», «Пирамида Хеопса», «Чичиков», «Эрик XIV»... Остались мистическая «Черная панна Несвижа», лирическая «Старомодная комедия» и вот эта драма о деревенской жизни классика нашего времени — Алексея Дударева. «Вечер» — история тихая, как журчание лесного ручья, не глянцевая, не гламурная, не модная, не вписывающаяся ни в какой формат. Замысел — трагедия стариков, переживающих одиночество и закат собственной жизни. Аскетичные декорации. Три актера на сцене, а спектакль свежий и живой, как будто в день премьеры. Каждый актер здесь на своем месте: мечтательно–романтичный Николай Кириченко, просветленно–печальная Зинаида Зубкова, ядовито–желчный Александр Подобед. Ни одного лишнего жеста. Настоящая фреска.
Кажется, кому она может быть интересна? Разве может «Вечер» составить конкуренцию 3D–аттракционам, дельфинам, вращающим на носу надувной шар, мрачным триллерам и голливудским комедиям? Оказывается, вполне: партер зрительного зала Дворца культуры профсоюзов, где давали спектакль, полностью заполнен. И выражение «скоротать вечер» здесь не подходит. Зал дворца на полтора часа стал группой временно недоступных телефонных абонентов и единым целым. Во время просмотра наверняка каждый вспомнил о своей семье, о корнях, о том, что где–то в заснеженном поле тоже стоит заброшенный хутор, в котором когда–то было так тепло и солнечно...
За стенами зала продолжала кипеть жизнь, и только проносящийся где–то в глубине под землей поезд метро иногда напоминал о том, что реальность существует и к ней предстоит вернуться.
Не такие ли будничные показы, без рекламы и ажиотажа, без заезжих звезд, вспышек фотокамер, космических цен на программки наполняют нашу культурную жизнь? Приходят актеры в гримерку, включают свет, начинают обживать выстуженное январским ветром пространство вокруг себя, наносят грим и потом наполняют своей энергией зал. И свершается чудо.
Не только комедии и стриптиз нужны зрителям. Настоящий разговор о вещах сущностных, о том, кто мы и куда идем, современного зрителя не пугает. Возможно, приезжий гость серьезности такого разговора и не поймет. Но как только закончится праздник и выметется весь мусор, тут можно поговорить с домочадцами по–свойски, без намеков и пространных речей. Так же искренне, как беседуют между собой персонажи «Вечера». Браво, купаловцы!
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ