Дом классика хотят заменить статуей
Власти Горок готовятся к «Дажынкам». И под шумок большой стройки решили снести дом, где жил автор первой истории белорусской литературы — Максим Горецкий. Несмотря на то, что на здании по улице Агрономической, 3 висит мемориальная доска.
Трущоба просит пощады
Еще в 1986 году дом, где жил Горецкий, был включен в «Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi». В этом официальном издании, вышедшем под грифом Минкультуры, АН СССР и Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, строение значится под номером 868 как элемент историко–архитектурного комплекса Белорусской сельхозакадемии. «Пабудаваны ў 1925 г. з дрэва. Сцены вертыкальна ашаляваны, фундамент з бутавых камянёў. Тут у 1926 — 28 гг. жыў беларускi пiсьменнiк М.Гарэцкi» — свидетельствует авторитетный справочник.
Мемориальная доска появилась только в 1993 году — к столетию со дня рождения писателя. Тогда же — неосмотрительно — обложили дом силикатным кирпичом. Перед тем сняли «шалёўку». Нарушился температурно–влажностный режим. Отсыревшие стены теперь гниют. Жильцы дома давно просят их переселить.
Горецкая интеллигенция собрала подписи в защиту памятника архитектуры. Хотя таковым он в Госсписке историко–культурных ценностей не значится. В квартире, которую когда–то занимал Горецкий с семьей, сейчас живет Мария Шевцова: здесь еще сохранились кое–какие детали довоенного интерьера. Мария Федоровна вспоминает, как к ней наведывались потомки Горецкого. В конце прошлого века здесь думали открыть мемориальную квартиру классика.
ем временем с чердака стекает талая вода, сквозь штукатурку пробивается мох, выросший на бревнах, из которых сложен дом. Экспертиза, проведенная местным ЖКХ, установила: износ здания составляет 61 процент.
Если дом снесут, то куда денут мемориальную доску Горецкому?
Квартирный вопрос испортил быт
Официальную позицию мне разъяснила Наталья Корнеева, зампредседателя Горецкого райисполкома:
— Память Горецкого достойно увековечена в Горках. В академии открыт мемориальный кабинет, именем писателя названа районная библиотека, проводятся «Гарэцкiя чытаннi». Но что касается дома, то я была там не раз. Особой ауры или ощущения, что в этих стенах жил классик, нет. Там не чувствуется ничего, кроме сырости. А память о Максиме Ивановиче надо сохранить. Например, установив в следующем году на месте здания памятник Горецкому — к 120–летию со дня его рождения. С таким предложением мы обратились в Министерство культуры.
Дом можно было спасти намного раньше, если бы местные власти сами инициировали внесение здания в Госсписок историко–культурных ценностей и похлопотали о выделении средств на его реставрацию. Это в их компетенции. И обязанность — следить за сохранением наследия прошлого. С другой стороны, трудно не согласиться с Натальей Васильевной, филологом по образованию и знатоком родного края:
— Это здание, в котором Горецкий жил всего несколько лет. Можно было бы открыть там мемориальную квартиру. Но кто согласится прописаться в остальной части дома, где полностью отсутствуют нормальные бытовые условия?
В Минске проблемой занимается заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий. Он еще не решается сделать окончательный вывод:
— Мы ждем ответа от Горецкого райисполкома и Могилевского облисполкома. Когда у министерства будут на руках материалы обследования здания, можно будет дать заключение. Но пока мы выступаем за сохранение дома, за внесение его в госсписок: если поступит соответствующее предложение от местных властей или от общественности.
Инициативу Минкультуры поддерживают и в Союзе писателей Беларуси. А местные власти взяли тайм–аут, призадумались. К «Дажынкам» у Горок есть шанс не потерять, а приобрести еще один привлекательный культурный и туристический объект.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ