Сытой публике театр неинтересен
Народная артистка Беларуси Белла Масумян, несмотря на то что за кулисами ее часто называют «аристократкой духа», напрочь лишена снобизма и не пытается выстроить дистанцию с собеседником. Она не живет, как некоторые коллеги по цеху в «раковине». Может, поэтому ее женские образы в спектаклях Национального академического драматического театра им. М.Горького вселяют надежду даже в самого горького пессимиста. В них есть поэзия, вкус и правда характера. Именно за создание высокохудожественных образов в спектаклях сезона 2010 — 2011 года Белла Масумян удостоена специальной премии Президента.
— Белла Амовна, вместе с режиссером Борисом Луценко вы работаете сейчас над знаменитой пьесой Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы», где вам предстоит сыграть взбалмошную миллиардершу Клару Цаханассьян, приезжающую мстить бывшему возлюбленному в родной город. Кажется, характер совершенно не ваш: о вас говорят, что человек вы крайне интеллигентный и немстительный.
— Клара мстит все–таки не просто из–за плохого характера или каприза. Там другая тема — судьбы и рока. Она требует возмездия за убийство. И это настоящая трагедия, как мщение Медеи. Она говорит про себя жуткие вещи: «Я сама — ад» или: «Город сделал из меня шлюху, я сделаю из города — бордель». И это не месть как таковая, а уже возмездие. Она скупает весь город — улицы, дома, шахты, магазины. Устраивает судилище над бывшим возлюбленным, хотя в том, что когда–то произошло, виноват не только он, а все жители города. Характер Клары действительно мне не присущ, хотя, как и все, я сталкивалась в жизни с большими предательствами и обидами. Но никогда не питалась ненавистью к обидчикам. Хочется верить, что диагноз, который драматург ставит обществу, жизнь когда–нибудь опровергнет. Но пока вижу, что новое поколение делается все жестче и жестче.
— Памятна непростая ситуация с получением театром авторских прав на пьесу «Лев зимой». Как прошло с «Визитом дамы»?
— Договорились достаточно быстро. Пришло время, когда надо платить и за музыку, и за стихи, и за драматургический материал. Это правильно: каждый человек должен получать за свои труды.
— Дюрренматт — благодатный материал для любого актера. А чего не хватает современным авторам?
— Есть хорошие авторы — Улицкая, Вырыпаев, Попова, Дударев. И каждый из них «прорастал» сложно, тяжело воспринимался самими театрами. Потому что всегда есть апробированные драматурги, есть классика и связанная с ней уверенность, что претензий к будущему спектаклю ни у кого не возникнет. Думаю, любому материалу нужно время, чтобы «отлежаться». Но знаю, что хороший автор, как и хороший художник, чувствуется сразу. Есть стиль, собственный почерк, дыхание. Между тем к современной литературе в целом у меня большие вопросы. Иногда такое читаешь, что просто стыдно. Думаешь, не в алкогольном ли бреду это написано? Как можно такое фиксировать на бумаге, да и зачем?
— Белла Амовна, для вас сезон примечателен еще и выпуском исторической драмы «Лев зимой», где вы исполнили роль Элинор Аквитанской.
— Этот персонаж потребовал всего запаса моих душевных и жизненных сил. Элинор — историческая, реально существовавшая личность. И в то же время надо было сыграть не портрет из учебника по истории, а живого человека. Сейчас переживаю искреннюю боль из–за того, что моему партнеру Ивану Мацкевичу предстоит операция на сердце. Он удивительный коллега, и без него спектакля не будет. Драматургия архисложная, режиссер Валентина Еренькова очень много энергии вложила в нее. Вообще, подобралась творческая, заинтересованная в материале компания. Я считаю, что у нас прекрасные молодые актеры. Они иначе слышат время, у них другой ритм, виртуозно владеют пластикой, вокалом. Мы этим тоже владели, но в советском театре эти навыки не всегда можно было применить.
— Успеваете сегодня смотреть чужие спектакли?
— До недавнего времени не пропускала почти ни одной премьеры. Но теперь смотрю меньше. Раньше можно было поехать в Москву, посмотреть спектакль и вернуться ночным поездом. В театр актеры проходили по студенческому билету или театральному пропуску. Ты мог сидеть на ступеньках, но тебя обязательно пропускали. Сколько спектаклей в свое время я пересмотрела у Галины Волчек в «Современнике», и когда мы познакомились в Карловых Варах, она искренне возмущалась некоторыми коллегами: «Ну как можно не пустить в зал актера?» К сожалению, не все так считают. Для большинства современных администраторов ты — простой обыватель.
— У вас нет ощущения, что театр становится развлечением для сытой публики?
— Да, такие спектакли, где все эмоции преувеличены и на виду, есть. Материальная зависимость от публики диктует свои условия, но иногда и в этой ситуации рождаются шедевры. Мне, например, всегда было интересно, как работает Роман Виктюк. Я побывала на репетициях его «Лолиты» и увидела, что он такой же требовательный, целеустремленный режиссер, как и многие его коллеги. Просто у него довольно жесткая форма, в которой не каждый актер сможет существовать. Наш театр умышленно не идет на повышение цен, потому что оно сразу отсечет категорию людей, которым мы нужны и интересны.
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ