Александр Титель: Если спектакль не встретил любви и понимания, он обречен
13.01.2012 13:57
—
Новости Культуры
Александр Титель: Если спектакль не встретил любви и понимания, он обречен
BLOG.TUT.BYС успехом прошел в Минске в рамках Международного Рождественского оперного форума показ спектакля "Травиата" Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Художественный руководитель и главный режиссер оперной труппы Московского Музыкального театра Александр Титель сегодня гость журнала "Партер".
Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Российской театральной премии "Золотая маска", профессор Российской Академии театрального искусства (ГИТИС) Александр Титель с 1991 года возглавляет оперную труппу музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а до этого он одиннадцать сезонов проработал главным режиссером в Свердловском оперном театре, сделав его одним из самых популярных театров России. На его счету более 40 постановок в России и за рубежом. Среди них — оперы Глинки и Римского-Корсакова, Верди и Пуччини, Бизе и Прокофьева, Моцарта и Чайковского. Он осуществил мировые премьеры опер "Пророк"В.Кобекина, "Антигона"В.Лобанова, оперы "Игрок"С.Прокофьева (в первой авторской редакции), оперы "Гамлет" В. Кобекина.
Об искусстве
Многие люди во времена Шагала не воспринимали его искусство как настоящее искусство. И импрессионисты поначалу никому не были нужны. И Рембрандт Харменс ван Рейн умирал очень бедным человеком, в отличие, например, от Рубенса. Часто современники не могут воспринимать адекватно творчество художника, который уходит вперед. Но когда речь идет о картинах, или о литературе, или о музыке, все немного легче. Современники не восприняли оперу Бизе "Кармен", после чего композитор подхватил какую-то редкую и странную болезнь под названием "сердечный грипп", и его не стало. Но прошло время и "Кармен" нашла своих почитателей. То же с картинами Винсе́нта Ван Гога и импрессионистов. Таких примеров множество.
А что делать с театральными работами, которые не живут вечно? Если спектакль не встретил любви и понимания, он обречен, даже, если ты думаешь, что он был к месту и ко времени, но оказалось так, что он немножко опередил свое время. У нас ведь мнение формирует критика, а критика часто малообразованна, претенциозна. Безапелляционность суждений всегда обратно пропорциональна размерам знаний. Помните историю из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, когда Паниковский рассказывает, какой он был до революции "замечательный нищий", и как его охранял городовой по фамилии Небаба, которому он платил целковый в месяц, а нынче этот городовой музыкальный критик…
Был этап в моей жизни, когда меня безудержно хвалили почти все, и среди этого хора я находил несколько голосов, которые были мне интересны, а остальных я побаивался, подозревая, что так же, как они безосновательно хвалят, потому что в их статьях не было для этого оснований, также им ничего не будет стоить меня безосновательно хулить, что и произошло впоследствии. Очень много клановости в критике — этот человек наш, поэтому он никогда не будет плох, а этот не наш...
Какое время, такая и музыка
Почти сто лет назад, когда в нашей стране произошла культурная революция, люди из низов рвались к знаниям, и удовлетворение этого голода — было одной из важнейших заслуг советской власти. Мы много слышали про отвратительные стороны этой власти. Но мы можем судить только по результатам. В результате культурной политики этой власти были вызваны к жизни огромные таланты. Было престижно стать замечательным музыкантом, артистом, ученым, скрипачом. Сегодня же время для искусства и истинного художества, по-моему, плохое. Те, кто его должен оценивать и потреблять, не знают, как это потреблять, не умеют. Так называемые новые элиты состоят из людей нефти, газа, телевизора, они часто малокультурные, малообразованные, однако...
Читать далее и комментировать >>>
***
Журнал "Партер" - издание, позиционирующее белорусское оперное и балетное искусство в контексте мирового
Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Российской театральной премии "Золотая маска", профессор Российской Академии театрального искусства (ГИТИС) Александр Титель с 1991 года возглавляет оперную труппу музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а до этого он одиннадцать сезонов проработал главным режиссером в Свердловском оперном театре, сделав его одним из самых популярных театров России. На его счету более 40 постановок в России и за рубежом. Среди них — оперы Глинки и Римского-Корсакова, Верди и Пуччини, Бизе и Прокофьева, Моцарта и Чайковского. Он осуществил мировые премьеры опер "Пророк"В.Кобекина, "Антигона"В.Лобанова, оперы "Игрок"С.Прокофьева (в первой авторской редакции), оперы "Гамлет" В. Кобекина.
Об искусстве
Многие люди во времена Шагала не воспринимали его искусство как настоящее искусство. И импрессионисты поначалу никому не были нужны. И Рембрандт Харменс ван Рейн умирал очень бедным человеком, в отличие, например, от Рубенса. Часто современники не могут воспринимать адекватно творчество художника, который уходит вперед. Но когда речь идет о картинах, или о литературе, или о музыке, все немного легче. Современники не восприняли оперу Бизе "Кармен", после чего композитор подхватил какую-то редкую и странную болезнь под названием "сердечный грипп", и его не стало. Но прошло время и "Кармен" нашла своих почитателей. То же с картинами Винсе́нта Ван Гога и импрессионистов. Таких примеров множество.
А что делать с театральными работами, которые не живут вечно? Если спектакль не встретил любви и понимания, он обречен, даже, если ты думаешь, что он был к месту и ко времени, но оказалось так, что он немножко опередил свое время. У нас ведь мнение формирует критика, а критика часто малообразованна, претенциозна. Безапелляционность суждений всегда обратно пропорциональна размерам знаний. Помните историю из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, когда Паниковский рассказывает, какой он был до революции "замечательный нищий", и как его охранял городовой по фамилии Небаба, которому он платил целковый в месяц, а нынче этот городовой музыкальный критик…
Был этап в моей жизни, когда меня безудержно хвалили почти все, и среди этого хора я находил несколько голосов, которые были мне интересны, а остальных я побаивался, подозревая, что так же, как они безосновательно хвалят, потому что в их статьях не было для этого оснований, также им ничего не будет стоить меня безосновательно хулить, что и произошло впоследствии. Очень много клановости в критике — этот человек наш, поэтому он никогда не будет плох, а этот не наш...
Какое время, такая и музыка
Почти сто лет назад, когда в нашей стране произошла культурная революция, люди из низов рвались к знаниям, и удовлетворение этого голода — было одной из важнейших заслуг советской власти. Мы много слышали про отвратительные стороны этой власти. Но мы можем судить только по результатам. В результате культурной политики этой власти были вызваны к жизни огромные таланты. Было престижно стать замечательным музыкантом, артистом, ученым, скрипачом. Сегодня же время для искусства и истинного художества, по-моему, плохое. Те, кто его должен оценивать и потреблять, не знают, как это потреблять, не умеют. Так называемые новые элиты состоят из людей нефти, газа, телевизора, они часто малокультурные, малообразованные, однако...
Читать далее и комментировать >>>
***
Журнал "Партер" - издание, позиционирующее белорусское оперное и балетное искусство в контексте мирового