ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ВЕРЕ

Источник материала:  
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ВЕРЕ

22 июня 1941 года, в День всех Святых земли российской просиявших, началась Великая Отечественная война. В отличие от светских властей, которым понадобилось 10 дней, чтобы обратиться к народу, митрополит Сергий обратился с призывом о защите отечества в первый же день войны.

Сталин в своей речи 3 июля повторил многое сказанное Сергием, его тональность и огромный душевный порыв. Фашисты застали церковную жизнь в полном запустении на советской территории, разумно полагая использовать недовольство церковной политикой в своих интересах. Не получилось. Скорее, наоборот, приходы стали духовными центрами национального самосознания.

Поворот к вере

Осень 1941 года. Немцы подошли к Москве. Горсовет принял решение об эвакуации патриархии за Урал. Но иерархи добились разрешения на эвакуацию в более близкий Ульяновск. В завещании на случай смерти митрополит Сергий передавал свои полномочия местоблюстителю ленинградскому Алексию Симанскому.
Все 900 блокадных дней ленинградский Алексий провел в родном городе. Сначала он жил на колокольне Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, а потом переехал в помещение Никольского морского собора. Службы в нем проводились постоянно, несмотря на обстрелы.
Всемирно известный историк античности Мария Ефимовна Сергиенко оставила свои дневниковые воспоминания о том времени. Тогда она переводила исповедь Блаженного Августина на русский язык. Перевод был издан спустя десятилетия. Она пережила многое. И хрущевские гонения, и застой. Умерла в 1987 году. Только тогда близкие узнали, что во время блокады она приняла тайный постриг с именем Мария.
В Ульяновске эвакуированная патриархия сначала жила в вагоне, потом переехала в маленькую квартирку на окраине города. Митрополит Сергий освятил Храм Водников, который и стал на то время по существу духовным центром России. В августе 1943 года местоблюстителю Сергию предложили вернуться в Москву, а 4 сентября в 9 часов вечера к зданию патриархии подъехала черная машина, митрополитов Сергия и Алексия привезли к Сталину. Сталин говорил с иерархами два часа, потом об этой встрече будут ходить легенды. Он не распекал, не приказывал, не грозил. Это был первый поворот государства к вере.

Избрание Патриарха

Самый главный вопрос на встрече — созыв Архиерейского собора и избрание Патриарха. Договорились, что Собор соберется через 4 дня. Митрополит Сергий даже осмелился просить об освобождении из лагерей и ссылок священнослужителей. Ответ был прост: предоставить список.
Для властей это был не только вопрос великодушия и возвращение к вере. Так задача и не ставилась. За годы оккупации на оккупированных территориях восстановились церковные структуры. Повторять опыт 37 года было глупо. У людей было много оружия. Решение приняли единственно верное и мудрое: попытаться поставить этот вопрос под собственный контроль.
Сам же Сталин как бы невзначай сообщил иерархам, что правительство собирается создать Совет по делам РПЦ и назначить его председателем Карпова. Это был известный чекист с очень страшной репутацией. Архиерейский собор собрался 8 сентября 1943 года в бывшем особняке немецкого посла графа Шуленбурга на Чистых прудах. Все 19 участников Собора прошли лагеря и ссылки. Многих доставили на него военными самолетами, а архиепископа Иоанна и епископа Александра прямо из лагерей. Собор единодушно избрал Патриархом митрополита Сергия. Был также избран Синод.
13 октября избранный Патриарх послал Карпову ходатайство об амнистировании священников, к которому приложил список из 26 фамилий. К тому времени в живых из этого списка остался только один человек.
Серафим Вырицкий
Во время войны в маленьком городе Вырица под Ленинградом творил молитву на камне изо дня в день 74-летний старец Серафим Вырицкий. Василий Николаевич Муравьев — старец Серафим — в отрочестве мечтал о монашеской жизни, но получил благословение жить в миру. Стал купцом, разбогател, но в один день отец Иоанн Кронштадтский благословил его на будущий подвиг старческий. Муравьев пожертвовал все свои сбережения на монастыри и храмы и в 34 года принял постриг с именем Серафим в честь Серафима Саровского.
Во время войны чудесным образом ни один дом в Вырице не пострадал, ни один человек не был убит. После снятия блокады митрополит Алексий Симанский приехал к старцу. Старец предсказал владыке будущее патриаршество и срок правления — 25 лет. В мае 1944-го Патриарх Сергий умер, и Поместный Собор, собравшийся в храме Воскресения в Сокольниках, единогласно избрал Патриархом митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия.
Не благодаря, а вопреки
Начиная с 1948 года в стране начался новый всплеск арестов священников. В 1949 году по всем лагерям ГУЛАГа сидело 3523 священника. С 1948 по 1953 год в СССР не был открыт ни один храм. Смерть Сталина мало что изменила. Сначала все складывалось обнадеживающе. К 80-летию Патриарха Алексия в центральных газетах даже было опубликовано поздравление. Но к 40-летию восстановления патриаршества в России ЦК КПСС принимает очередное секретное постановление о борьбе с православием.
Православная церковь вместе с тем жила и развивалась. В том числе и за границей. Единственный в то время православный русский богословский институт был организован в Париже. Назывался он Свято-Сергиевским богословским институтом. Среди его первых преподавателей и организаторов был и знаменитый философ Сергий Булгаков. Он являлся душой православной церкви во всей Западной Европе. К концу жизни он просиял неестественным светом, правда, на смертном одре. Длилось это около трех часов. Наблюдали это три свидетеля, которые это затем и описали.
Мечта Сергия Булгакова сбылась. Он еще перед высылкой из Крыма писал, что мечтает при жизни увидеть фаворский свет.
Храмов Московской патриархии за рубежом всегда было немало. Но один из них имеет свою удивительную историю. Трехсвятительский храм в Париже называли большевистским, но для эмигрантов он был частичкой русской души. Заложили храм на деньги Надежды Андреевны Соболевой, родившейся в аристократической семье, а после революции эмигрировавшей за границу.
Все у нее складывалось как нельзя лучше, она вышла замуж за богатого нефтепромышленника. У нее была жизнь-сказка, она сама водила машину, отдыхала в Европе. Но в 29 лет бросила все и перешла под покров храма. Она собирала и распространяла духовную литературу, работала прислугой и заботилась о своем Трехсвятительском храме.
После войны Соболева вернулась на родину. В Кюхтицком монастыре в Эстонии она приняла постриг с именем Силуанна. В голодные 50-е годы к ним в монастырь приехал представительный мужчина, поселился в монастырской гостинице, ел со всеми вместе в трапезной скудную пищу. А уезжая, сказал: «Я всегда хотел помогать храмам». И оставил свой адрес в Москве.
Матушка Силуанна нашла его по этому адресу в роскошном особняке в Останкино. Встретил сам хозяин, обрадовался, пригласил к себе в кабинет, дал большую сумму денег. Звали этого человека Сергей Павлович Королев, которого весь мир спустя несколько лет узнает как создателя первого космического корабля.

Женская церковь

Кто-то верно заметил, что в советское время православная церковь стала женской. В храме редко можно было встретить мужчину. Внучка знаменитого митрополита Серафима Чичагова — святого великомученика РПЦ — была первой насельницей, а затем и игуменьей возрождавшегося Новодевичьего монастыря.
Но это случилось в 1994 году. А до этого вся жизнь Варвары Васильевны Чичаговой была посвящена науке. Она работала в военно-химической академии. После войны она — профессор, лауреат государственных премий, в составе многочисленных делегаций объездила весь мир.
Чтобы усмирить гордыню, она становится в храме за свечной ящик. Мало кто знал, что, покупая свечи, он берет их из рук почетного члена многих академий наук мира. Владыкой Ювеналием она была пострижена с именем Серафима — в честь деда. Ее стараниями построен храм-памятник в Бутове на месте массовых расстрелов, где принял смерть и ее дед.

Признание

В перестроечное время все общество стало другим. Многое начало возвращаться церкви. Первой была возвращена Оптина пустынь. После этого церковь стала обретать храмы, святые места.
В канун 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, церкви стали возвращаться ее святыни. Торжества по случаю 1000-летия начались 5 июня 1988 года в Богоявленском кафедральном соборе. Русская православная церковь вошла во второе тысячелетие, обретя истинную свободу, полная сил и надежд.
Выбор князя Владимира Красно Солнышко был не случаен. Православные территории навсегда остались с церковью, с православием, с Богом.


Игорь КОЗЛОВ
←Александр Рыбак, победитель конкурса «Евровидение-2009»: «Следовать сердцу, верить в песню...»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика