Пчелы из «Улья» перелетают в Минск
Сразу 24 оригинальные работы появились в Минске |
Мечта привезти в Национальный художественный музей оригинальные работы художников парижской школы живописи «Улей» — Хаима Сутина, Марка Шагала и других мастеров, родившихся в Белоруссии и прославившихся во Франции, — витает давно. Но стать материальной этой мысли не давало одно обстоятельство: не было денег. Требовались тысячи долларов на страхование произведений искусства для перевозки их из Парижа. И вдруг сразу 24 оригинальные работы появились в Минске.
Третьяковы нашего времени
Прибывшие картины зарегистрированы в Государственном списке историко–культурных ценностей, а хранятся в одном из крупных банков. Включение в госсписок гарантирует, что их нельзя будет вывезти из страны без специального разрешения Совета Министров. Осенью уникальные полотна представят публике на выставке в художественном музее. А затем шедевры навсегда пропишутся в музее частных коллекций, который создают бизнесмены–меценаты. Шедевры не взяты на депозит во французских музеях, а куплены у потомков художников.
Уже можно говорить о тенденции: в стране складывается сословие небезразличных к искусству состоятельных людей, способных не только покупать дорогие картины для собственных коттеджей, но и жертвовать средства на создание публичных музеев. И таких Третьяковых становится все больше. Владимир Счастный, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, считает, что это нормальный процесс государственно-частного партнерства. Предприниматели получают определенные льготы за поддержку культурных проектов, а в результате выигрывает все общество.
Количество произведений, которые пополнят госсписок и будущий музей частных коллекций, может вырасти. Потому что переговоры минских бизнесменов и парижских искусствоведов, которые помогают найти у родственников Кикоина, Кременя, Цадкина, Шагала, Сутина их работы и закупить для Беларуси, продолжаются.
Шедевры меценатам по карману
А начиналось все с того, что у Владимира Счастного в позапрошлом году вышла книга «Художники Парижской школы из Беларуси». Она попалась на глаза председателю правления Белгазпромбанка Виктору Бабарико. И слова Владимира Григорьевича о том, что когда–нибудь и в Минске появятся на постоянную «прописку» оригиналы «парижских белорусов», стали претворяться в дело.
— 24 работы помогла приобрести ведущий французский эксперт по Парижской школе Надин Незавер. Она связалась с родственниками художников, и за несколько месяцев были заключены сделки, а полотна прибыли в Беларусь.
— Значит, деньги решают все? — уточняю у Владимира Григорьевича.
— Не столько деньги. В первую очередь желание потенциальных меценатов. По большому счету, приобрести работы мастеров Парижской школы несложно. Стоят они по–разному — от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов. Зато регулярно выставляются на аукционах: только в прошлом году таких прошло два. Я надеюсь, что отныне белорусские покупатели будут появляться на таких «распродажах» и привозить в страну шедевры наших великих земляков.
Тем временем ведутся переговоры с парижской пинакотекой (хранилище живописных изображений) о презентации осенью еще нескольких работ Шагала, Сутина и Модильяни.
Запасники хранят еще много секретов
Долгое время о том, что такое Парижская школа и что среди ее представителей много уроженцев Беларуси, знали лишь считанные искусствоведы. Но после того, как в 2008 году при поддержке Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Смиловичах открылся музей Сутина, о выдающемся земляке узнала вся страна. В маленький городок поехали туристы. А банк, задумавший создать музей частных коллекций, возможно, в ближайшее время купит в Париже одно или несколько полотен уроженца Смиловичей — для показа и вечного хранения в Минске.
— Впрочем, некоторые произведения мастеров Парижской школы давно находятся в Минске: это работы белоруски Нади Леже и привезенная ею еще в советское время из Франции керамика Пикассо, — напоминает Надежда Усова, замдиректора Национального художественного музея, где хранятся эти шедевры. — Но их нет в постоянной экспозиции. В последний раз керамика Пикассо, к примеру, выставлялась во время «Ночи музеев» в мае 2008 года.
Выставка мастеров Парижской школы осенью может преподнести еще много сюрпризов. Надежда Усова продолжает интриговать: «Ведутся переговоры с одним из петербургских коллекционеров, который обладает работами Роберта Генина. Это неизвестный нам до сих пор представитель Парижской школы, уроженец деревни Высокое, недалеко от Климовичей».
Как выяснил петербургский исследователь Алексей Родионов, Генин до 1930–х годов жил в Париже:
— Но потом переехал в Москву со страстным желанием писать фрески на новостройках, быть участником создания социалистического общества. Жил где придется, в основном у знакомых. Оформлял Дворец Советов. С началом войны пошел в ополчение, но в военкомате не приняли 57–летнего добровольца. Генин дежурил на крыше. В конце сентября 1941 года фугасная бомба контузила его, и через несколько дней Генин скончался.
По сути, лишь спустя столетие Беларусь начинает собирать картины своих земляков — мастеров Парижской школы. А также открывать их имена. Имена, за которыми зачастую трагические судьбы. Поначалу их не признавали. Многие художники бедствовали, а цены на их работы взлетели до потолка только после смерти авторов. И сейчас произведения недооцененных когда–то мастеров мы вынуждены покупать за большие деньги.
Трудно заново собирать коллекции. Но если сто лет назад первый национальный музей создавал всего один человек — археолог Иван Луцкевич, то сейчас за дело берутся уже не столько энтузиасты, а настоящие специалисты — искусствоведы, чиновники и бизнесмены. Вместе! Теперь, считает Владимир Счастный, инициатива должна из Минска распространиться на регионы. У властей Смиловичей и Витебска есть четкое понимание: имена местных уроженцев Шагала и Сутина делают городам мировую славу. Но чтобы и там появились оригинальные полотна великих парижан с белорусскими корнями, нужны не только деньги, а, видимо, прав Владимир Счастный, — желание их найти.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ