Продано всё!
«Пренебрегать встречей со зрителем в глубинке нельзя!»
Просторные и величественные фойе Большого наполнены тоненькими голосами и озорным смехом ребятни. У разлапистой зеленой красавицы толпятся дети, а в центре круга — Дед Мороз. И хороводят вместе с ним ребята, и танцуют, и поют. Но все это — преамбула к самому главному подарку, который приготовил Национальный академический Большой театр оперы и балета юному зрителю. На школьных зимних каникулах театр показывает свои лучшие детские постановки. Это были оперы «Терем-Теремок» Ильи Польского и «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова. Сегодня в театре «Щелкунчик» Петра Чайковского. Билеты на балет раскуплены! Дети съехались в столицу из разных — далеких и близких — уголков Беларуси. В программе заявлено, что балет танцуют учащиеся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа…
— В этом сезоне мы работаем в сложных условиях, — комментирует заведующая труппой балета заслуженная артистка Беларуси Татьяна Шеметовец. — Половина труппы сейчас дает гастроли в Германии и Австрии, а вторая половина играет здесь полноценные большие спектакли. У нас такой опыт впервые! Обходимся своими силами, привлекаем в спектакли стажерскую группу учащихся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. Это выпускники, которые потом придут работать к нам. Навыков у них хватает, «разжевывать» ничего не надо, можно доверить и спектакль.
К слову, репетируют артисты балета два раза в день — утром и вечером. А занимаются с танцорами именитые педагоги-репетиторы: заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Александр Мартынов, народные артистки Беларуси Людмила Бржозовская и Татьяна Ершова, а также ведущие мастера сцены — народный артист Беларуси Игорь Артамонов и заслуженный артист Республики Беларусь Константин Кузнецов.
— В отсутствии первой половины труппы мы сейчас показали две «Жизели», два «Бахчисарайских фонтана», три новогодних концерта. Далее в планах балеты «Дон Кихот», «Тристан и Изольда» и очень много опер с участием артистов балета — «Евгений Онегин», «Травиата», «Князь Игорь», — Татьяна Ромуальдовна перечисляет ключевые постановки...
— Но все это сможет посмотреть столичный зритель. А как часто театр «возит» оперу и балет в глубинку? — спрашиваю собеседницу.
— Длительных гастролей по Беларуси у нас как таковых и нет. Совершаем только разовые выезды со спектаклями. И такой возможностью встретиться со зрителем ни в коем случае нельзя пренебрегать! Ведь там, в глубинке, люди не видят балета, хотя есть площадки, пусть даже не располагающие к большим полнометражным спектаклям (чтобы полноценно декорации поставить), но на которых можно танцевать, — уверена Татьяна Шеметовец. — Последний раз в такой поездке мы были в декабре в Могилеве. Там открылся филиал нашего театра. Мы поехали, показали балет «Жизель». В каком восторге были люди! Приятно, что благодарили и просили, чтобы мы приезжали чаще.
Гастрольная география театра — от Нью-Йорка до Токио
— Для многих, кто приезжает в Минск в Национальный академический Большой театр оперы и балета из маленьких городов, поселков и деревень, — это событие. К нам прибывают даже организованными группами: Брест, Витебск, Могилев — вся Беларусь, — дополняет начальник отдела обработки и реализации билетов Регина Сороко. — Последние месяцы у нас все спектакли аншлаговые (вместимость зрительного зала — 1148 человек), причем билеты, независимо на балет или оперу, раскупаются полностью. Неважно даже утренний спектакль или вечерний. Все продано, включая самые дорогие билеты в VIP-ложу по 500 тысяч рублей за каждый. Приятно, что зритель наш театр любит. Да и удобно билеты сейчас стало покупать: зашел в Интернет, заказал, заплатил. Так к нам зачастую приезжают россияне — из Твери, Ярославля, Калининграда, Москвы. Зрительская же география нашего театра простирается от Нью-Йорка до Токио…
Регина Адольфовна вспоминает, что сразу же после того, как театр открыли после реконструкции, в храме искусства было настоящее паломничество. Многие, приходя в грандиозное здание (творение небезызвестного архитектора Иосифа Лангбарда 1939 года), хотели посмотреть в первую очередь, какой театр изнутри, как он преобразился. В его облике, к слову, сохранен оригинальный стиль архитектуры 30-х. Лучше это один раз увидеть, чем сто раз услышать! Театр сегодня — это оснащенный по последнему слову техники комплекс, используя сценические возможности которого режиссеры могут воплощать в жизнь самые креативные идеи.
Бал завершится в пять утра
В планах театра на этот год не только премьеры, но и разные проекты. Один из таких — традиционный Большой новогодний бал, который пройдет в ночь с 13 на 14 января. В нем — сочетание разных традиций, среди которых русский, княжеский и венский балы. Русский бал откроется традиционным полонезом, затем участники смогут проявить себя в менуэте, кадрили, контрдансе и старинном вальсе. На княжеском балу гости познакомятся и с рыцарским этикетом. На каждом из этажей будет работать музыкальная гостиная, исторический и фотосалон. А еще проект «Ожившие картины» художника Андрея Смоляка.
— «Подогревая» зрительский интерес, скажу, что это будет грандиозное событие, — говорит начальник рекламно-информационного отдела Татьяна Александрова. — Прежде всего потому, что его хронометраж около восьми часов! Начнется бал в девять вечера, а завершится около пяти утра. Одним из знаковых событий на сцене театра станет юбилейный вечер народного артиста России Андриса Лиепы. На вечер приглашены ведущие мастера мировой сцены. В первом отделении мы покажем балет «Шехеразада» с участием народной артистки России Илзе Лиепы, а во втором звезды балета будут танцевать современную хореографию.
В конце марта театр готовит премьеру балета «Жизель» в редакции народного артиста СССР, легендарного танцовщика из Петербурга Никиты Долгушина. Он уже работал с труппой белорусского Большого театра оперы и балета. Весной должна состояться и премьера балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в постановке знаменитого в прошлом танцовщика, народного артиста СССР Владимира Васильева. Выйдет также обновленная опера «Евгений Онегин», состоится премьера новой редакции оперы «Седая легенда» Дмитрия Смольского по повести Владимира Короткевича.
— Международные проекты — всегда интересны для артистов, — отмечает Татьяна Александрова. — Крупный оперный проект в нашем театре уже есть. Это Минский международный Рождественский оперный форум. Решено, что мы проведем Молодежный оперный форум стран СНГ. В марте у нас будет танцевать звезда мирового балета Нина Ананиашвили.
…Свет в зрительном зале гаснет. Начинается спектакль. А ведь это только вершина айсберга — всего того труда, который был вложен в постановку. Балетная и оперная труппы, хор, оркестр — самые большие творческие цеха. И те, кто постоянно в тени, — гримеры, костюмеры, рабочие сцены, мастера по оформлению спектаклей, бутафоры, осветители. Каждая служба в театре (всего в нем работает около тысячи человек), как в сложном живом организме, выполняет свою роль. Но это уже совсем другая история…
Татьяна УСКОВА, «БН»
Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»