Страсти на асфальте
Книжный навигатор |
Лукаш Калюга. Творы. Минск, Мастацкая лiтаратура, 2011.
Эта книга, с одной стороны, безнадежно опоздала: ее автор так и не дождался возможности свободно творить и издаваться. В 24 года его арестовали и отправили в ссылку, а спустя четыре года, в 1937–м, он был расстрелян, и творчество его было на десятилетия забыто. Лукаш Калюга реабилитирован... Но, с другой стороны, возвращать имена никогда не поздно. Уже в 19 лет Лукаш Калюга (настоящее имя — Кастусь Вашина) написал повесть «Нi госць, нi гаспадар», обозначив то, за что его будут ценить: психологизм, метафоричность, богатую сочную речь. Биография Калюги типична для белорусской литературы 30-х годов: выходец «з–пад стрэх», бедный деревенский мальчишка, с приходом советской власти получил возможность выучиться... Он и описывал тот мир, который знал: деревню с ее исконным укладом, сельский труд, природу... Город, хотя и дает возможность учиться, предстает как нечто враждебное, то, что отучает от любви к земле. Но при этом Калюга ничто не показывает однозначно: в его произведениях есть глубина и философские размышления... Что для времени, предпочитавшего линейный пафос, было крамолой. Комсомольцы в повести «Нi госць, нi гаспадар» — вроде прогрессивные, хорошие ребята. Вот только работать сами не хотят и другим мешают. Здорово, что мальчика Савоську отдают учиться в городскую школу, да только отца, приехавшего за ним на возу, он перед новыми друзьями выдает за отцовского батрака... Книга сопровождается обширной статьей о Лукаше Калюге авторства Е.Лецки, а в конце дан «Слоўнiк калюгавай мовы», составленный филологами Н.Гаврош и Т.Трипутиной, который сам по себе имеет уникальную ценность.
Элизабет Страут. Оливия Киттеридж. Азбука, Санкт–Петербург, 2010.
За этот роман американская писательница Элизабет Страут получила Пулитцеровскую премию. Ее сравнивают с Чеховым и Йейтсом... Но, пожалуй, это больше рекламный ход, чем реальность. Как шутят интеллектуалы, примета «высокого искусства» — это когда ни добрых, ни плохих персонажей, все одинаково противоречивы, все мешают друг другу жить и финал неопределенный. Текст романа разбит как бы на отдельные новеллы с одним объединяющим героем — дамой по имени Оливия Киттеридж. Она — школьная учительница в маленьком городке, и привлекательной ее назвать никак нельзя. Характер скверный, взрывной, властный. Внешность — заурядная: крупная дама в немодной консервативной одежде. Оливия держит под каблуком кроткого мужа Генри. А сыну своей истеричной любовью вообще чуть жизнь не сломала. Он вынужден был вместе с женой бежать из–под опеки матери в большой город. И когда спустя много лет, уже во второй раз женившись, избавившись от детских комплексов, сын приглашает мать погостить — она вновь умудряется устраивать скандалы и отравлять жизнь окружающим, не понимая и не признавая своей вины. В общем, простая, очень узнаваемая жизненная история с множеством бытовых подробностей и психологических нюансов, с переплетением судеб и сюжетов.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости,72.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ