«АПОКРЫФ» СТАЛ МЮЗИКЛОМ

Источник материала:  
«АПОКРЫФ» СТАЛ МЮЗИКЛОМ

«Каждый композитор мечтает написать «Свадебку» Игоря Стравинского». Так сказала режиссер-постановщик, композитор Лариса Симакович, осуществив три года назад сценическую версию этого произведения, тем самым удачно увеличив число наисложнейших поставленных балетных партитур композитора на территории Беларуси. В этом году, вернувшись в ипостась композитора, Лариса создала новое масштабное сценическое полотно на основе маленькой притчи Максима Богдановича «Апокрыф», премьера которого состоится в день рождения великого белорусского поэта, публициста, литературоведа, 120-летие которого отмечается 9 декабря. Мюзикл-притча впервые зазвучит на сцене Большого зала Белорусской государственной филармонии.
— Ваши постановки всегда удивляют синтезом различных жанров, стилей и видов искусства. Как возникла идея написать мюзикл-притчу?
— Удивляют? Отлично! Когда искусство не удивляет, оно перестает быть искусством. За удивлением следует размышление. А размышление — всегда работа. Работа внутри себя. Она и есть оценка как обозначение себя в системе собственых или общепринятых координат. Что касается синтеза жанров и стилей — это не ново. Это доступная «материя». Важно уметь ею распорядиться…
Написать произведение в жанре мюзикла — идея не моя, а дирижера Национального академического народного оркестра Республики Беларусь имени И. Жиновича народного артиста Беларуси Михаила Козинца. «Апокрыф» тянет и на рок-оперу, настолько там мощная концепция и ощутимая глубина. Но мы остановились на лирической составляющей поэзии Богдановича, поэтому — мюзикл.
— Почему из богатого наследия произведений Максима Богдановича вы выбрали именно «Апокрыф»?
— Про любовь пусть пишут другие — это тема беспроигрышная. Однако не моя. А вот жизнь народа, нации, духовный потенциал и судьба гениев, поэтов, их рождение, смерть, служение народу — пафос, который одновременно и возвышает, и провоцирует на конгениальность. Высокая, напряженная «тональность» — моя тональность. Любое произведение — акт любви, энергетическая отдача, освобождение, посыл. Многие забыли, о чем притча «Апокрыф», о чем говорит с нами Богданович сегодня. Да, сегодня! Мюзикл — доступный способ «перечитать» классика.
— Мюзикл-притча… Как вам удается так ловко совмещать различные жанры, стили и виды искусства в постановках на сцене?
— Да я просто все это люблю!.. Люблю музыку, балет, театр, люблю красоту, высоту, глубину… Именно люблю — мне всегда этого не хватает. Нет, правда, у меня настоящий голод на это! Я мало слышу настоящей музыки, мало вижу настоящей хореографии, настоящей драматургии… Поймите, лауреатов, стипендиатов много, музыкантов — мало! Да и они не всегда востребованы. К примеру, «Стабат Матер» Перголези петь некому.
— Выбор исполнителей не случаен?
— Случаен, более того, проблематичен — оказалось, что для исполнения мюзикла мы не сразу нашли людей на все сольные партии. Искали среди «раскрученных» певцов, а оказалось, что они не могут этого спеть. Сделали ставку на менее «раскрученных».
— «Счастлив тот, кому дано быть васильком. Зачем колосья, если нет васильков?» — сказал Максим Богданович. Как думаете, когда счастлив истинный художник?
— Вряд ли счастье — нечто приобретенное, добытое, достигнутое. Смысл счастья кроется в этимологии этого слова: с-часть-е, с-часть-ю — означает быть с какой-то частью некий миг или время. И я подозреваю, что часть эта — не здешнего происхождения. Когда ты «приземляешься», отчетливо понимаешь: только что ты был не здесь. И иногда удается «оттуда» принести с собой вот эту самую «часть». И тогда что-то невероятное с тобой происходит… За «человеческим» счастьем художник не гоняется. Бесполезно. Все работают, чтобы зарабатывать деньги, а потом на них жить. Я не понимаю, как жить, чтобы их зарабатывать. Работать умею, а зарабатывать — нет.
— События, которые разворачивались на нашей земле 7 тысяч лет тому назад, собранные и записанные когда-то Максимом-книжником, актуальны сегодня?
— Актуальны. Общеизвестная доказанная истина: народ исчезает тогда, когда исчезает язык, традиции, в которых язык живет. Язык — это самая необходимая, самая базовая духовная ценность. Когда народ об этом забывает — приходят пророки, они же гении, и не дают народу унизиться, пасть, превратиться в безликую массу с наполненным желудком и пустой головой. Пусть лучше будет наоборот!
— Чего ждете от предстоящей премьеры?
— Задача искусства — изменение сознания. Так было всегда. Поэтому и ожидания не отменишь.
— Какие планы на будущее?
— Планы можно строить даже в условиях минимальной предсказуемости. Я буду продолжать писать музыку, искать недостающую моей земле «со-часть» и оставаться со своим народом.

Ирина АКУЛОВИЧ
←Колядный обряд и традиции ткачества Минской области признаны нематериальным наследием Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика