Белорусское кино: за чей счет снимать?
08.12.2011 08:15
—
Новости Культуры
Белорусское кино: за чей счет снимать?
Наша киностудия до недавнего времени оставалась единственной на постсоветском пространстве, где фильмы снимались исключительно из бюджетных средств, без привлечения частного капитала. Сегодня в отечественное кинопроизводство внедряются принципиально иные подходы — соответствующий Указ № 567 "О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии" 5 декабря подписал Глава государства.
Документ, без преувеличения, всколыхнул кинообщественность. В высоких кабинетах, кулуарах и курилках вовсю обсуждают новые перспективы белорусского кино, но сходятся в одном: его завтрашний день невозможен без привлечения частных инвестиций. Прокомментировать указ мы попросили генерального директора "Беларусьфильма" Олега Сильвановича, задав ему пять наивных вопросов.
Вопрос 1: Каковы продюсерские риски?
— Олег Игоревич, предположим, я — бизнесмен, продюсер и готова вложить деньги в производство совместной с "Беларусьфильмом" картины. В указе читаю, что государство готово возместить мне 50 процентов продюсерских рисков, если в Беларуси крупнобюджетный фильм в течение трех лет со дня начала его проката посмотрело более 80 тысяч зрителей. Откуда взялась такая цифра — 80 тысяч? Из чего она состоит?
— Эта норма была введена нами после изучения аналогичных законодательных актов европейских государств. По–моему, первыми на цифре 80 тысяч остановились итальянские законодатели.
— Это много или мало? И вообще, у картин производства "Беларусьфильма" бывает такая аудитория?
— Бывает, и очень часто. С лету привожу вам три фильма: "Новогодние приключения в июле" посмотрели 126 тысяч зрителей, "Рыжик в Зазеркалье" — более 80 тысяч и "Брестскую крепость" видели 130 тысяч зрителей.
— И далее: если картину, в которую я вложила деньги, посмотрят 80 тысяч человек и больше, государство мне отдаст 50 процентов от затраченных мною средств?
— Нет. Объясню на пальцах, что такое продюсерские риски. Допустим, вы вложили в картину 500 тысяч долларов. За три года число зрителей, которые посмотрели ее, достигает 80 тысяч, и от проката вы получили возврат 200 тысяч. Остается ваш "минус" — 300 тысяч долларов. Из них 50 процентов, то есть 150 тысяч долларов погашения, берет на себя государство. Потому что фильм, в который вы вложили средства, произвел высокий социальный эффект и на него пошел белорусский зритель.
Вопрос 2: Кто входит в конкурсную комиссию?
— Из указа следует, что так называемые кинопродюсеры могут рассчитывать на государственное финансирование фильмов — до 70 процентов. Остальные деньги должны вкладывать сами. А кто будет решать, сколько бюджетных средств выделить на ту или иную продюсерскую картину и выделять ли вообще?
— Этим будет заниматься конкурсная комиссия. В ближайшее время, насколько я понимаю, должно выйти постановление Совета Министров, которое введет в действие положение об открытом творческом конкурсе по производству фильмов по социально–творческому заказу. Согласно этому положению и создадут конкурсную комиссию — человек 30 совершенно из разных сфер культурной и деловой жизни, которые и станут рассматривать привлекательность того или иного проекта с точки зрения выделения государственных денег на его поддержку.
Вопрос 3: Что означают особые условия?
— Да, но и деньги будут выделять на особых условиях: вся картина должна быть снята на территории Беларуси и 70 процентов съемочной группы должны составлять граждане Беларуси. У нас есть такой мощный потенциал творцов?
— Съемочная группа — это несколько звеньев специалистов. В одном из них — постановочном — задействовано 5 профессий: автор сценария, режиссер, оператор, художник и композитор. Так вот, для нас важно, чтобы три величины — примерно 70 процентов — из этих пяти были белорусами. Надеюсь, не надо объяснять для чего: для развития белорусской художественной культуры. Все эти новшества, которые несет с собой принятие новых документов, должны касаться и развития творческого потенциала нашей киностудии. Нам нужна интеллектуальная ноосфера, как называл ее Вернадский, для того, чтобы на "Беларусьфильме" вырастали новые специалисты, проекты, появлялись новые партнеры, чтобы происходило, одним словом, бурление. Кстати, 100–процентное государственное финансирование будут по–прежнему получать национальные фильмы, детские, документальные и анимация. Об этом тоже не надо забывать.
Вопрос 4: Как взять кредит в банке на кино?
— В указе написано, что продюсеры могут брать в белорусских банках кредиты на фильмы "в размере до 320 тысяч базовых величин на производство одного фильма на срок не более пяти лет". 320 тысяч базовых — это почти полтора миллиона долларов. Деньги большие. Но и процентные ставки в банках немаленькие.
— Так вот, суть этого пункта в указе, если дочитать до конца, сводится к тому, что продюсер будет возвращать в банк не всю процентную ставку по кредиту, а лишь ее часть, остальные расходы берет на себя государство. И это очень неплохие условия для кинопродюсеров. Как правило, в конце съемочного периода кинематографистам не хватает денег: на промоушн, на монтажно–тонировочный период или на печать фильмокопий. Разные бывают ситуации... А кредит в банке может стать серьезным подспорьем для завершения картины.
Вопрос 5: Почему киностудия не боится конкуренции?
— Последние полгода "Беларусьфильм" уже работает над созданием картин совместного производства. То есть вышедший на днях указ лишь конкретно и точно сформулировал те правила игры, по которым вы уже существуете?
— Да, в 2011 году мы запускали проекты по умолчанию, зная, что готовится такой указ. Сейчас снимаем 6 фильмов совместного производства: "Охота на гауляйтера", "Смерш", "Цугцванг", "Роль", "В тумане", "Одинокий остров". Это не значит, что в каждом из этих проектов мы задействованы финансово на 70 процентов. Например, в "Охоту на гауляйтера" мы вошли на 15 процентов, на 50 процентов — в картину "Одинокий остров" и так далее. Главное, что увеличение числа проектов позволит нам не хранить все яйца в одной корзине: сотрудничая с разными продюсерскими компаниями, мы приобретаем бесценный и уникальный опыт. Для меня ясно, что будущее белорусского кинематографа за новым поколением. Так вот, новый указ в этом отношении не то чтобы санкция, но определение сектора нового мышления.
Документ, без преувеличения, всколыхнул кинообщественность. В высоких кабинетах, кулуарах и курилках вовсю обсуждают новые перспективы белорусского кино, но сходятся в одном: его завтрашний день невозможен без привлечения частных инвестиций. Прокомментировать указ мы попросили генерального директора "Беларусьфильма" Олега Сильвановича, задав ему пять наивных вопросов.
Вопрос 1: Каковы продюсерские риски?
— Олег Игоревич, предположим, я — бизнесмен, продюсер и готова вложить деньги в производство совместной с "Беларусьфильмом" картины. В указе читаю, что государство готово возместить мне 50 процентов продюсерских рисков, если в Беларуси крупнобюджетный фильм в течение трех лет со дня начала его проката посмотрело более 80 тысяч зрителей. Откуда взялась такая цифра — 80 тысяч? Из чего она состоит?
— Эта норма была введена нами после изучения аналогичных законодательных актов европейских государств. По–моему, первыми на цифре 80 тысяч остановились итальянские законодатели.
— Это много или мало? И вообще, у картин производства "Беларусьфильма" бывает такая аудитория?
— Бывает, и очень часто. С лету привожу вам три фильма: "Новогодние приключения в июле" посмотрели 126 тысяч зрителей, "Рыжик в Зазеркалье" — более 80 тысяч и "Брестскую крепость" видели 130 тысяч зрителей.
— И далее: если картину, в которую я вложила деньги, посмотрят 80 тысяч человек и больше, государство мне отдаст 50 процентов от затраченных мною средств?
— Нет. Объясню на пальцах, что такое продюсерские риски. Допустим, вы вложили в картину 500 тысяч долларов. За три года число зрителей, которые посмотрели ее, достигает 80 тысяч, и от проката вы получили возврат 200 тысяч. Остается ваш "минус" — 300 тысяч долларов. Из них 50 процентов, то есть 150 тысяч долларов погашения, берет на себя государство. Потому что фильм, в который вы вложили средства, произвел высокий социальный эффект и на него пошел белорусский зритель.
Вопрос 2: Кто входит в конкурсную комиссию?
— Из указа следует, что так называемые кинопродюсеры могут рассчитывать на государственное финансирование фильмов — до 70 процентов. Остальные деньги должны вкладывать сами. А кто будет решать, сколько бюджетных средств выделить на ту или иную продюсерскую картину и выделять ли вообще?
— Этим будет заниматься конкурсная комиссия. В ближайшее время, насколько я понимаю, должно выйти постановление Совета Министров, которое введет в действие положение об открытом творческом конкурсе по производству фильмов по социально–творческому заказу. Согласно этому положению и создадут конкурсную комиссию — человек 30 совершенно из разных сфер культурной и деловой жизни, которые и станут рассматривать привлекательность того или иного проекта с точки зрения выделения государственных денег на его поддержку.
Вопрос 3: Что означают особые условия?
— Да, но и деньги будут выделять на особых условиях: вся картина должна быть снята на территории Беларуси и 70 процентов съемочной группы должны составлять граждане Беларуси. У нас есть такой мощный потенциал творцов?
— Съемочная группа — это несколько звеньев специалистов. В одном из них — постановочном — задействовано 5 профессий: автор сценария, режиссер, оператор, художник и композитор. Так вот, для нас важно, чтобы три величины — примерно 70 процентов — из этих пяти были белорусами. Надеюсь, не надо объяснять для чего: для развития белорусской художественной культуры. Все эти новшества, которые несет с собой принятие новых документов, должны касаться и развития творческого потенциала нашей киностудии. Нам нужна интеллектуальная ноосфера, как называл ее Вернадский, для того, чтобы на "Беларусьфильме" вырастали новые специалисты, проекты, появлялись новые партнеры, чтобы происходило, одним словом, бурление. Кстати, 100–процентное государственное финансирование будут по–прежнему получать национальные фильмы, детские, документальные и анимация. Об этом тоже не надо забывать.
Вопрос 4: Как взять кредит в банке на кино?
— В указе написано, что продюсеры могут брать в белорусских банках кредиты на фильмы "в размере до 320 тысяч базовых величин на производство одного фильма на срок не более пяти лет". 320 тысяч базовых — это почти полтора миллиона долларов. Деньги большие. Но и процентные ставки в банках немаленькие.
— Так вот, суть этого пункта в указе, если дочитать до конца, сводится к тому, что продюсер будет возвращать в банк не всю процентную ставку по кредиту, а лишь ее часть, остальные расходы берет на себя государство. И это очень неплохие условия для кинопродюсеров. Как правило, в конце съемочного периода кинематографистам не хватает денег: на промоушн, на монтажно–тонировочный период или на печать фильмокопий. Разные бывают ситуации... А кредит в банке может стать серьезным подспорьем для завершения картины.
Вопрос 5: Почему киностудия не боится конкуренции?
— Последние полгода "Беларусьфильм" уже работает над созданием картин совместного производства. То есть вышедший на днях указ лишь конкретно и точно сформулировал те правила игры, по которым вы уже существуете?
— Да, в 2011 году мы запускали проекты по умолчанию, зная, что готовится такой указ. Сейчас снимаем 6 фильмов совместного производства: "Охота на гауляйтера", "Смерш", "Цугцванг", "Роль", "В тумане", "Одинокий остров". Это не значит, что в каждом из этих проектов мы задействованы финансово на 70 процентов. Например, в "Охоту на гауляйтера" мы вошли на 15 процентов, на 50 процентов — в картину "Одинокий остров" и так далее. Главное, что увеличение числа проектов позволит нам не хранить все яйца в одной корзине: сотрудничая с разными продюсерскими компаниями, мы приобретаем бесценный и уникальный опыт. Для меня ясно, что будущее белорусского кинематографа за новым поколением. Так вот, новый указ в этом отношении не то чтобы санкция, но определение сектора нового мышления.