Реставрация рубль бережет
Пока в одних регионах вот уже несколько лет местные власти пытаются найти инвесторов для спасения бесценных памятников культуры, в других — дремлют... |
Что имеем — не храним. Эта избитая истина касается, конечно, не всех. Пока в одних регионах вот уже несколько лет местные власти пытаются найти инвесторов для спасения бесценных памятников культуры, в других — дремлют.
Взять дворец в Жемыславле Ивьевского района. Оригинальная отделка здания, выполненная в начале XX века, оценивается специалистами в миллионы рублей. Ее проще — и дешевле! — сохранить сейчас, чем потом восстанавливать. Если в районной казне нет денег — нужно срочно искать инвестора. Это очевидно, но много лет проблема не решается. Хотя желающие были. Значит, надо уметь договариваться.
Другое дело Волковысский район: здесь умеют вести диалог с бизнесменами. Бывал не раз в этих краях и не понаслышке знаю о деловитости тамошней власти. Сейчас отдел экономики райисполкома готовит документы для аукциона по продаже усадьбы в Подороске. В реставрацию соседнего имения Краски инвестор уже вложил 100 тысяч долларов. Хороший пример для подражания.
В тихой глубинке деньги водятся
Пришедшая накануне новость из авторитетного информагентства о том, что в Мстиславле ищут инвестора для создания на Замковой горе туристического комплекса, не подтвердилась. Начальник районного отдела физкультуры, спорта и туризма Дмитрий Селиванов только и сказал: «Первый раз от вас такое слышу». Зато стало известно о другом. Пока не одобрена комплексная программа развития Мстиславского региона на ближайшие годы. К сожалению. Так как по проекту в древний и удаленный от больших дорог райцентр планировалось вложить миллиарды рублей, чтобы поднять на ноги туристическую и культурную инфраструктуру. Однако местные власти не стали ждать из Минска «погоды» и взялись наводить порядок своими силами. Кое–что получается. Что значит желание!
Еще год назад приехав в райцентр, вы были бы сильно разочарованы. Остановиться–то негде: коммунальная гостиница «Мстиславль» оставляла желать лучшего. Вот и я, сняв номер «отеля», подумал, что уж лучше спать в палатке.
Сегодня есть выбор. После перевода воспитанников спецшколы для слабослышащих в Бобруйск освободились кельи двухэтажного здания бывшего монастыря иезуитов. Теперь здесь турбаза. Учитывая, что многие соседние здания, имеющие статус историко–культурной ценности, пустуют, вариант «перевоплощения» вполне удачный. По крайней мере, обители повезло больше, чем соседнему костелу: начатая в советское время реставрация так и не довершена. Надежды мстиславцы возлагали на программу развития региона и обильное финансирование из Минска. Что теперь делать?
— Не сидеть сложа руки! — зампредседателя райисполкома по социальным вопросам и идеологической работе Святослав Кусов меня проводит к еще одному новому объекту — базе отдыха «Семигорье». — Город стоит на 6 холмах, а здесь — седьмой, — поэтому и название такое, — излагает этимологию Святослав Брониславович.
На седьмой горе на комфорт не пожалуешься. А зимой просто отличное место для отдыха: очень кстати лыжи напрокат. Летом сюда приезжают туристы со всей страны и из соседней России — переночевать. Повод — ставший традиционным рыцарский фест на Замковой горе. Только от продажи билетов на состязания в казну поступило 74 миллиона рублей. Эту цифру Кусов назвал без подглядывания в бумаги. Показатель действительно впечатляющий, учитывая, что еще год назад ничто не предвещало оживления на городских улицах. Мстиславль жил своей патриархальной жизнью, а еще точнее — спал. 400 рыцарей, принявших участие в фесте, хорошенько взбодрили город. И Замковая гора из пустующего археологического памятника неожиданно превратилась в самое оживленное место — как и в глубокой древности.
— Но строительства здесь не ведется и никогда вестись не будет — нельзя нарушать культурные слои, — ссылается на предписания Министерства культуры Святослав Кусов. — А для вложения инвестиций есть и другие, не менее достойные объекты по соседству.
Охранная доска что дышло
Если в Мстиславле некоторые исторические здания пустуют, то хотя бы стоят с заколоченными окнами и не отданы на произвол судьбы. А за археологическими памятниками следит сам зампред райисполкома. Хуже, когда в глубинке никому нет дела до национального наследия.
Недавние проверки прокуратуры по всей стране зафиксировали множество бесхозных построек. Бывший монастырский комплекс в Освее Верхнедвинского района частично занимает католическая община, а остальные помещения на глазах превращаются в руины. Еще хуже дела в деревне Опытная. Усадебный дом XIX века почти до основания разрушен — скоро превратится просто в кучу строительного мусора.
— Охрана историко–культурного наследия Витебщины вообще находится на низком уровне и требует большего внимания со стороны местных органов власти, — у старшего помощника прокурора области Валентины Ходосевич собралась печальная статистика. — За исключением Дубровенского района, отсутствуют региональные программы по охране историко–культурного наследия. Не устранены многие нарушения, выявленные во время проверки прошлого года. Нет охранных досок в Орше на 4 объектах, в Витебске — на 99 из 236, в районах — схожая картина.
В большинстве случаев доски не установлены на памятниках археологии. Ответственные должностные лица объясняют это тем, что таким образом «скрывают» ценности от «черных копателей». На самом деле это приводит к исчезновению курганов. В Докшицком, Бешенковичском и Браславском районах на историко–культурных ценностях проводили работы без разрешения Министерства культуры.
Вопиюще? Наверное, еще мягко сказано. Но та же картина, например, и на Гомельщине. Хозпостройки бывшей усадьбы Ястржембских в Борисовщине Хойникского района, сооруженной в стиле неоготики, приспособили по их прямому назначению: под свинарник. Сергей Дрозд, директор сельскохозяйственного предприятия «Оревичи», не видит в этом ничего злонамеренного: «Если бы там свиньи не стояли, то вообще бы ничего не осталось. Все бы развалилось».
Очевидно, помочь решить проблему могли бы частные инвесторы, которым такого рода здания предлагают под устройства агроэкоусадеб. Но потенциальных претендентов на владение дворцами и парками нет. Или местные власти не шевелятся, чтобы найти предпринимателей? По крайней мере, такой вывод зачастую напрашивается, когда звонишь в исполком, а ответственный сотрудник на вопросы, кто виноват и что делать, отвечает сонным голосом: «А я знаю?..»
Конечно, проще найти инвестора для дворца Ваньковичей: престижный район недалеко от Национальной библиотеки сам по себе «денежный». Тут уже идет реставрация. Но когда я смотрю, как трудятся рабочие на лесах, опутавших дворец Друцких — Любецких в райцентре Щучин, еще раз убеждаюсь: не деньги главное, а желание что–то сделать. И, наверное, осознание того, что наследие прошлого — это вечная ценность, курс которой всегда высок и не зависит от колебаний валют.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ