Публика затаила дыхание

Источник материала:  

Палитра самых разных театральных почерков современной Европы сегодня сконцентрирована в Минске, где с успехом проходит V Международный фестиваль театрального искусства «Панорама». Зрители могут оценить работы известных театральных мастеров и открыть для себя имена новых постановщиков. Эстетика и настроения сменяются, как в калейдоскопе. Впереди у театралов, возможно, главное впечатление сезона — шестичасовой спектакль «Идиот» литовского мастера Някрошюса. Но и первые дни форума взбудоражили не только публику, но и профессионалов.


Литовский акцент


От спектаклей «Чайка» Йонаса Вайткуса, «Анна Каренина» Анжелики Холиной, «Парикмахерша» Виктора Рыжакова у зрителя остались разные впечатления. Но чувства разочарования, о котором после показа говорил гость фестиваля, исполнитель роли Дорна в «Чайке» — народный артист СССР Регимантас Адомайтис, все же нет. К удивлению многих, мастер сцены сделал неожиданное признание о том, что давно не ходит в театр как зритель:


— Не знаю почему, современный театр перестал меня в какой–то момент интересовать. Я сам пытаюсь в этом разобраться — почему так произошло? Не хочется, видимо, потому, что знаешь: тебя опять будут дурачить.


Тем не менее сегодня Адомайтис активно играет на сцене и не скрывает гордости за литовский театр, широко представленный на «Панораме–2011»:


— Театр — это искусство, существующее только в данный момент. Это не картина, которую нарисовал и повесил на стене или отнес в галерею. Это запечатленная красота момента, который больше не повторится. И не знаю почему, в Литве вдруг появились мастера его создавать, действительно хорошие режиссеры. Някрошюс теперь почти все время работает в Италии, Римас Туминас руководит московским театром им. Вахтангова. До этого я работал у него в Малом драматическом театре Вильнюса, и нам было жалко, когда он уходил. Что бы он ни говорил, я думаю, невозможно руководить двумя театрами сразу.


Скорая помощь для Анны Карениной


Для зрителей «Панорамы» настоящим открытием стал пластический спектакль вильнюсского хореографа Анжелики Холиной «Анна Каренина». По правде говоря, можно было ожидать чего угодно — спекуляций на классическом материале в последнее время мы видели немало. Однако режиссер поставила серьезный, большой по форме спектакль, отвечающий духу романа Толстого. Впечатлило в литовской постановке все: великолепная сценография, костюмы, тонкая игра со светом, самоотдача исполнителей. Жемчужина спектакля — балерина Беата Малице, танцевавшая главную партию. Она доиграла спектакль с улыбкой на устах, несмотря на то, что подвернула ногу и в антракте ей вызывали скорую помощь. Зритель, как и полагается, ничего не заметил, кроме красоты образа и воздушных линий рисунка танца.


Совсем в другом ключе был решен венгерский спектакль «Парикмахерша» по пьесе ростовского драматурга Сергея Медведева в постановке российского режиссера Виктора Рыжакова. Бытовую трагикомедию в духе «новой драмы» с неотъемлемой панорамой убогости провинциальной жизни и криминальными разборками актеры разыграли изобретательно и подробно. К главной героине в исполнении Нелли Сюч зрительный зал явно проникся симпатией.


Мнения и прогнозы


— Любой фестиваль полезен как зрителям, так и театралам, — не скрывает позитивных впечатлений кинорежиссер Виталий Дудин. — Я с удовольствием посмотрел венгерский спектакль. Присматриваюсь к этой пьесе, хочу предложить ее для экранизации. Мне о ней рассказала актриса Анна Яновская, с которой мы работали над картиной «Под небом голубым». Теперь вот ищу тональность, думаю, как к ней подойти.


Когда узнал, что ее привозит венгерский театр имени Михая Чоконаи из Дебрецена, не поверил! Когда–то, будучи в рядах Советской Армии, я прослужил в этом городе 3 года. С удовольствием посещал местный театр и посмотрел все спектакли. И вот спустя полвека он приезжает в Минск. Такое я пропустить не мог. Постановка понравилась — хорошее театральное решение. Понаблюдал за зрителем — он, по–моему, принял эту историю очень тепло. Еще раз уверился, что такой фильм, на стыке жанров мелодрамы и трагикомедии, если получится его снять, будет интересен зрителю.


— К фестивалю «Панорама» у меня однозначное отношение. Он нужен всем поклонникам театра: и артистам, и зрителям, и режиссерам, — уверен заслуженный артист Беларуси Сергей Чекерес. — Мы же должны как–то развиваться, следить за тем, куда идет европейская театральная мысль. В этом году я стараюсь не пропускать гостевые спектакли. Мне венгры очень понравились. «Парикмахерша» — яркая, острая и смешная постановка: зрители в зале смеялись от души. Но даже в такой атмосфере всеобщего веселья исполнительница главной роли сумела искусно донести интонацию тотальной женской тоски по настоящей любви и мужскому вниманию. А синтез юмора и трагедии — это как раз то, что я ценю в искусстве. То же самое могу сказать и о литовском балете «Анна Каренина» — весьма достойная работа. Обязательно хочу посмотреть «Идиота» в постановке литовского гения Някрошюса. Спектакль длится почти шесть часов. У меня уже был опыт встречи с работой Някрошюса — «Вишневый сад» тоже длился часов пять, не меньше, но с божьей помощью я тогда его высидел, и не без любопытства.


Хотя время идет: то, что было интересно в 25 лет, возможно, не приглянется в 40. Если отвечать самому себе на вопрос, о чем ставят спектакли современные режиссеры, убеждаюсь на «Панораме» лишний раз: все о том же — о любви. Нового никто ничего не придумал, но вот форма, которую предлагают гости нашего фестиваля, — иная, отличная от той, которую мы привыкаем видеть в наших театрах. Оттого и любопытно.


А вот что думает о фестивальной программе режиссер театра им. М.Горького Валентина Еренькова:


— В этом году здесь представлены спектакли с большой фантазией. «Анна Каренина» — настоящее искусство. История, рассказанная пластикой тела. У меня до сих пор мурашки по коже, когда вспоминаю этот балет, хотя сколько уже было экранизаций, в том числе и потрясающий советский фильм с Татьяной Самойловой.


«Парикмахерша» неплоха по режиссуре, актерской технике, но тема мне не близка. Сама давно хочу поставить современную пьесу, но убеждаюсь, что «новая драма» — это не мое. Кроме Улицкой и Вырыпаева, из современных авторов меня пока никто не впечатлил. В пьесах могут быть отличные диалоги, но вот мировоззрения, философия, тема — к этому у меня большие вопросы.


Завтра фестиваль «Панорама» продолжится белорусским кукольным спектаклем «Драй швестерн» в постановке Алексея Лелявского, получившего приз за режиссуру на недавней Национальной театральной премии. А 26 ноября зрители увидят сразу два спектакля — «Идиот» Эймунтаса Някрошюса и «Посвящение Еве» театра им. Вахтангова. Уверен, что зрителя, желающего быть в курсе всех театральных дел, хватит на оба зала.

Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

Фото: БЕЛТА

←КУЛЬТУРА

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика