Талант как средство от забвения
Театру имени Якуба Коласа — 85. Мысли на фоне юбилея
Молодое открытое лицо. Рубаха в народном стиле. А у сердца — театральная маска... Таким запомнился скульптору Александру Гвоздикову народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Федор Шмаков. Так выглядит бюст Федора Ивановича, открывшийся вчера на его могиле в Витебске. Примечательно, что памятник появился аккурат к 85–летию со дня образования коласовского театра. Это, конечно, не случайность. Ведь Шмаков для театрального Витебска — целая эпоха. В этом городе он выходил на сцену с 1941 по 2009 год. Это он сделал «Нестерку» визитной карточкой труппы. Всего сыграл более сотни ролей. Снялся в 40 кинофильмах. Что думает о патриархе нынешнее поколение коласовцев? С каким настроением встречают они юбилей театра?
Федор Иванович учился в театральном высшем училище в Ленинграде у Василия Меркурьева. В Витебск его пригласил народный артист СССР Александр Ильинский, который в 1926 году вместе с другими юными, горячими, ищущими и продвинутыми выпускниками Белорусской драматической студии при МХАТе имени Горького основал в Витебске Второй белорусский государственный театр (впоследствии — театр им. Я.Коласа).
— Новаторство и поиск — те вещи, без которых театр не может прожить в любую эпоху, — высказывает свою точку зрения директор театра
им. Я.Коласа заслуженный артист Беларуси Григорий Шатько. — Главное сегодня — не закиснуть, остаться современным на просторах мирового театрального пространства. Мы были с постановками в Италии, Франции, США. Мы видели мир, и на его фоне, мне кажется, труппа является вполне жизнеспособной.
Как известно, у Федора Шмакова была театральная студия. Во время открытия памятника народная артистка Беларуси Светлана Окружная заметила, что когда она делала на коласовской сцене первые шаги, Федор Иванович был для нее «и режиссером, и отцом». И сейчас в театре есть свои наставники, помогающие молодежи набираться опыта: режиссер Лизенгевич, актриса Скворцова... Есть свой школьный фестиваль, где в спектаклях играют будущие Шмаковы и Окружные. Однако, общаясь с актерами, я заметил, что на фоне радости, связанной с юбилеем, в разговорах проскакивают и тревожные нотки. Театр старается достойно хранить память о талантливых предшественниках. Многие из них, к слову, похоронены на том же кладбище, что и Шмаков, — в Мазурино. Но вот несколько лет назад вандалы сбили бронзовый барельеф на могиле Ильинского. Оторвали бронзовые буквы с памятника Николаю Звездочетову. Вандалам, стремящимся обогатиться на краденом металле, без разницы, где его раздобыть. А приводить в порядок искореженные памятники приходится театру. Не все безоблачно и с творческой составляющей. Ведь после ухода из жизни Рида Талипова коласовцы до сих пор без художественного руководителя. Актер Геннадий Гайдук признается:
— Я бы не сказал, что у нас опускаются руки, но некоторая растерянность наблюдается. Нам просто необходим человек, который мог бы генерировать идеи, повести за собой труппу.
Многие в театре полагают, что таким человеком окажется Юрий Пахомов. Бывший худрук Томского театра и главный режиссер драмтеатра в Иваново. В Витебске его знают уже более 10 лет. Сейчас, к слову, он ставит на коласовской сцене «Банкрота» по Островскому. И разбирается с документами, чтобы переехать из России в Беларусь. Григорий Иванович полагает, что вопрос с переходом Пахомова в витебский театр решен процентов на 90. Геннадий Гайдук добавляет, что в скором времени в Витебске могут появиться настоящие театральные шедевры.
А вчера во время юбилейного вечера на коласовской сцене показывали спектакли прошлых лет. Взглянув на кадры кинохроники, зрители снова вспоминали любимых актеров: Ильинского, Родзяловскую, Глебовскую, Конопелько... Каждый из нынешних артистов в этот вечер вышел на сцену и сыграл маленький отрывок из какой–то своей уже исполненной роли. С мечтой о будущих больших и интересных работах... Таких, какие были у Ивана Федоровича Шмакова.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК
Фото: БЕЛТА