В рамках панорамы российского кино на "Лістападзе" демонстрируют "Портрет в сумерках"
10.11.2011 17:55
—
Новости Культуры
В рамках панорамы российского кино на "Лістападзе" демонстрируют "Портрет в сумерках"
В рамках панорамы российского кино на XVIII фестивале "Лістапад" демонстрируется фильм "Портрет в сумерках" Ангелины Никоновой. Режиссер пытается раскрыть тему женщины в современной жизни: её положение в обществе, семье и любовных отношениях.
Дебютная лента Ангелины Никоновой побывала на крупных фестивалях в Венеции и Торонто, а на "Кинотавре" и форуме в Рейкьявике даже получила призы. "Портрет в сумерках" смотрится живо: сказывается учеба режиссера в Штатах. Здесь и четкие образы, и выстроенные завязка, кульминация, финал (почти счастливый), и резвое действие – всё для того, чтобы зрителю было удобно и интересно. Показывая российскую реальность, дно жизни, Ангелина Никонова делает работу, которая всё же по духу ближе к европейскому кино. Дело не только в психоаналитическом толковании сюжета. Скорее – в феминистическом посыле картины.
Героиня "Портрета в сумерках" – молодая замужняя дама, работает социальным работником, пытается обустроить другие семьи, хотя в серьезных неладах со своей. В один злополучный день она сломает каблук, потеряет сумку и напоследок её изнасилуют бравые сотрудники дорожной службы. Чаша переполнена – героиня решает поменять всё, что её не устраивает в жизни. Под раздачу попадут лицемерные друзья и муж. Она даже встретит своего насильника-гаишника, но вместо того чтобы отомстить, станет с ним жить, совокупляться и монотонно повторять слова "я тебя люблю"…
Трудно представить, чтобы состоятельная женщина из солидного дома ушла жить в страшную квартирку, начала драить грязную ванную и варить борщ, при этом переехала она к человеку, который её изнасиловал. Однако упомянутый психоанализ подскажет: логично то, что героиня выбирает харáктерного насильника вместо невзрачного мужа-тряпки, её захватывает страсть. На поведение центрального персонажа фильма можно взглянуть и по-другому.
Она является социальным работником, для которого жизненное кредо – помощь людям (в частности, героиня пытается оградить детей от жестокости взрослых). Добиться всего этого можно терпением, любовью, жертвенностью, убеждением, но никак не грубостью и давлением. Сблизившись с насильником, женщина пытается изменить его: своим смиренным отношением она хочет искоренить в нём отрицательные качества. Такие действия героини возымели успех, поскольку мужлан всплакнул и за ней последовал. Наоборот, когда дама попыталась разрешить конфликт силой (защитить девочку от якобы насильника-отца), её постигла неудача.
Чтобы уловить все же центральную идею "Портрета в сумерках", нужно слегка отстраниться от деталей истории. Этот фильм почти полностью создали женщины, причем сделали они большое произведение в такой нелегкой сфере, как киноиндустрия. Женщины-режиссеры на фестивалях редки (особенно в российском кино), а тут не просто присутствуют, а вдобавок побеждают.
"Портрет в сумерках" – эдакий транспарант женской независимости, минимум – равноправия, а максимум – превосходства. Центральный женский образ в картине постоянно находится в движении, он не символизирует застой, тогда как большинство мужских персонажей статичны, вялы. В финале девушка шагает если не победоносно, то хотя бы гордо, потому что ей удалось сломать в себе стереотип постоянного "второго места". Героиня была мотором, который двигал действие ленты, многие вещи, которые она совершала, абсолютно не вяжутся с традиционным представлением о женщине как домохозяйке или покорной жене. В картине Ангелины Никоновой стоит обращать внимание не только на причины поведения героини, но и на сам факт их возможности, который можно сравнить с маленькой революцией.
О фильмах, которые не попали в отечественный прокат, можно узнать в блоге.
Дебютная лента Ангелины Никоновой побывала на крупных фестивалях в Венеции и Торонто, а на "Кинотавре" и форуме в Рейкьявике даже получила призы. "Портрет в сумерках" смотрится живо: сказывается учеба режиссера в Штатах. Здесь и четкие образы, и выстроенные завязка, кульминация, финал (почти счастливый), и резвое действие – всё для того, чтобы зрителю было удобно и интересно. Показывая российскую реальность, дно жизни, Ангелина Никонова делает работу, которая всё же по духу ближе к европейскому кино. Дело не только в психоаналитическом толковании сюжета. Скорее – в феминистическом посыле картины.
Героиня "Портрета в сумерках" – молодая замужняя дама, работает социальным работником, пытается обустроить другие семьи, хотя в серьезных неладах со своей. В один злополучный день она сломает каблук, потеряет сумку и напоследок её изнасилуют бравые сотрудники дорожной службы. Чаша переполнена – героиня решает поменять всё, что её не устраивает в жизни. Под раздачу попадут лицемерные друзья и муж. Она даже встретит своего насильника-гаишника, но вместо того чтобы отомстить, станет с ним жить, совокупляться и монотонно повторять слова "я тебя люблю"…
Трудно представить, чтобы состоятельная женщина из солидного дома ушла жить в страшную квартирку, начала драить грязную ванную и варить борщ, при этом переехала она к человеку, который её изнасиловал. Однако упомянутый психоанализ подскажет: логично то, что героиня выбирает харáктерного насильника вместо невзрачного мужа-тряпки, её захватывает страсть. На поведение центрального персонажа фильма можно взглянуть и по-другому.
Она является социальным работником, для которого жизненное кредо – помощь людям (в частности, героиня пытается оградить детей от жестокости взрослых). Добиться всего этого можно терпением, любовью, жертвенностью, убеждением, но никак не грубостью и давлением. Сблизившись с насильником, женщина пытается изменить его: своим смиренным отношением она хочет искоренить в нём отрицательные качества. Такие действия героини возымели успех, поскольку мужлан всплакнул и за ней последовал. Наоборот, когда дама попыталась разрешить конфликт силой (защитить девочку от якобы насильника-отца), её постигла неудача.
Чтобы уловить все же центральную идею "Портрета в сумерках", нужно слегка отстраниться от деталей истории. Этот фильм почти полностью создали женщины, причем сделали они большое произведение в такой нелегкой сфере, как киноиндустрия. Женщины-режиссеры на фестивалях редки (особенно в российском кино), а тут не просто присутствуют, а вдобавок побеждают.
"Портрет в сумерках" – эдакий транспарант женской независимости, минимум – равноправия, а максимум – превосходства. Центральный женский образ в картине постоянно находится в движении, он не символизирует застой, тогда как большинство мужских персонажей статичны, вялы. В финале девушка шагает если не победоносно, то хотя бы гордо, потому что ей удалось сломать в себе стереотип постоянного "второго места". Героиня была мотором, который двигал действие ленты, многие вещи, которые она совершала, абсолютно не вяжутся с традиционным представлением о женщине как домохозяйке или покорной жене. В картине Ангелины Никоновой стоит обращать внимание не только на причины поведения героини, но и на сам факт их возможности, который можно сравнить с маленькой революцией.
О фильмах, которые не попали в отечественный прокат, можно узнать в блоге.