Дело Виктора Турова живет и побеждает
Кинонеделя, посвященная выдающемуся кинорежиссеру, народному артисту Беларуси и СССР Виктору Турову в Могилеве проходит десятый год подряд. Но никогда еще в родной город Виктора Тимофеевича, где его именем названа улица, не съезжалось одновременно столько его друзей, учеников, родных. В Могилев они прибыли в 75–й день рождения мастера, создавшего замечательные киноленты «Я родом из детства», «Сыновья уходят в бой», «Война под крышами», «Люди на болоте», фильм «Через кладбище», решением специальной комиссии ЮНЕСКО вошедший в число 100 лучших мировых фильмов о войне. Гости форума приняли участие в памятном гашении почтовой карточки с оригинальной маркой «75 лет со дня рождения Виктора Турова». И эти марки торжественно вручили детям мастера: Артему, впервые приехавшему в Могилев из Смоленска, и Елене, ставшей, как отец, режиссером.
— Елена Викторовна, в отличие от Артема вы уже были на кинонеделе. Что она для вас значит?
— Могилевчане трепетно относятся к памяти своего земляка, моего отца, и для меня это — счастье. Ведь человек жив, пока живо его имя. А папа достоин, чтобы о нем помнили, ведь он оставил след не только в белорусском кино, но и в истории. Смотришь его фильмы и понимаешь, откуда твои корни. Их, по–моему, обязательно нужно показывать школьникам на факультативах. Любовь к Родине входит в душу через образы, восприятие и рассказ художника. Лозунгами воспитать нельзя.
— А у вас есть любимый папин фильм?
— «Я родом из детства». Там снималась моя мама. Совсем еще молодая. Я его с удовольствием пересматриваю, рассказываю о дедушке своей дочери Нике. Она видела его только на экране.
— Вы ведь и сами снимаете кино? Хотя отец не очень–то хотел видеть вас в этой профессии.
— Да, полагал, что не женское это дело. Говорил, у тебя должны быть семья, муж, дети. Но я, хоть и не росла на съемочной площадке, с детства знала, что моя жизнь будет связана с творчеством. Любила танцевать, рисовать, писала стихи, сказки. Но родители отдали меня в музыкальную школу. Тогда модно было, чтобы девочка умела играть на фортепиано. 8 лет из–под палки ходила на эти занятия. А после школы подала документы в БГУ. Хотела на журфак, но, поскольку у меня не было печатных работ, пошла на филфак. Окончив вуз, устроилась на «Беларусьфильм».
— Пришлось доказывать, что вы не только папина дочка, но и отдельная творческая единица?
— Конечно. Меня, краснодипломницу, взяли ассистентом режиссера на студию анимационных фильмов. До того как начать самой снимать ленты, по сути, была девочкой «на подхвате»: заказывала зал, нарезала кальку. В то, что я способна на большее, отец понял, когда вышел написанный мной для Лики Ялинской альбом «Бумажная луна». Сейчас на стихи для исполнителей нет времени, но для своих фильмов музыку пишу сама. И для друзей к спектаклям, если попросят.
— Как случилось, что, проработав 20 лет режиссером–аниматором, сняв мультфильмы, удостоенные призов на международных кинофестивалях, вы вдруг переключились на полнометражное кино, к тому же на сказки?
— Случайно. Идея реанимировать некогда популярную белорусскую сказку принадлежит начальнику управления киновидеоискусства Министерства культуры Владимиру Куприенко. Он предложил снять фильм о том, что делает летом Дед Мороз. Обо мне вспомнил потому, что раньше мы вместе работали на телевидении, я писала сценарии новогодних передач, которые имели успех.
— Реанимировать сказку — трудная задача. Тем более для человека, который никогда не снимал кино...
— Да, непростая. Мы ведь начинали даже не с нуля, а с минуса. Когда сказки снимал Нечаев (режиссер всеми любимых «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Сказка о Звездном Мальчике», «Питер Пэн», «Рыжий, честный, влюбленный», «Не покидай». — О.К.), на «Беларусьфильме» был хотя бы цех комбинированных съемок. Когда мы приступили к работе, его уже не было. И взамен — ничего. Только мое представление об анимации и огромное желание создать хороший фильм. Энергия блаженного неведения пробила стену, в итоге в «Новогодних приключениях в июле» соединились самые современные компьютерные технологии, спецэффекты, виртуозная игра российских и белорусских актеров. После премьеры этой сказки, рассчитанной на новое поколение детей, заговорили о том, что киностудия «Беларусьфильм» вышла на новый этап, появились новые технологии, люди, которые умеют с ними работать. Приятно. Тем более что этими технологическими новшествами могут пользоваться теперь не только сказочники, но и те, кто снимает историческое, военное кино.
— Бытует мнение, что сказку снимать проще. Дескать, жанр несерьезный. Не хотите, как отец, создать кино о войне?
— Каждый должен заниматься своим делом. Отец знал о войне не по рассказам других, он мальчишкой попал в концлагерь. С той поры у него остались шрам на лице и ожог в душе. И через фильмы он передавал свои мысли, эмоции. Я хочу передавать те чувства, которые близки мне, — творить в жанре сказки, мюзикла, возможно, комедийного детектива. Не хочу сказать, что «заточена» на узкий диапазон, но пока мне это ближе. К тому же сказку снимать труднее. Моя вторая сказка — «Рыжик в Зазеркалье» вообще самый технически сложный проект на современном «Беларусьфильме».
— «Рыжик» этой осенью завоевал главный приз первого российского фестиваля семейного кино «Мамонтоша» в Салехарде. Как думаете, что сказал бы отец?
— Думаю, одобрил бы. Тем более что в фильме, который сняла его дочь, снимается и его внучка. А он всегда говорил: «Отец из меня, может, и не очень, но дедом буду прекрасным». Жаль, внуков не дождался.
— Его внучка продолжила кинематографическую династию: Нике всего 9 лет, а она снялась уже более чем в 10 фильмах. Не упрекают, что активно продвигаете своего ребенка?
— Я и не скрывала, что писала эту сказку для своей дочери, будучи в декретном отпуске. Нику родила в зрелом возрасте, для меня это было большое счастье. Я рада, что она снимается в кино, и надеюсь, что свою жизнь с кино свяжет и дочь моего брата Артема Алиса, появившаяся на свет год назад.
Фото Александра ГРЕБЕНЕВА.
Автор публикации: Ольга КИСЛЯК