Художникам не хватает новых галерей

Источник материала:  
В Минске в ближайшее время готовится открытие новой галереи искусства, куда планируется привозить выставки знаменитых художников, фотографов, графиков, скульпторов...

Посетителям сообщества minsk.by пользователь Ева поспешила сообщить неожиданную новость: «Дорогие минчане и не–. В Минске в ближайшее время готовится открытие новой галереи искусства, куда планируется привозить выставки знаменитых художников, фотографов, графиков, скульпторов...» Там же автор приводит и результаты опроса, в котором 72,6% (180 человек из 253 принявших участие в опросе) высказались за то, что нам необходима новая галерея. А действительно ли это так?


Мечтать не вредно


Несколько телефонных звонков — и я легко нашла и встретилась с энтузиастами, которые мечтают открыть у нас амбициозную галерею.


Людмила Паримская (Ева), арт–директор будущего проекта:


— Мы хотим показывать белорусам современное искусство мирового масштаба. Сегодня в город привозят только малоизвестных, временных, как мне кажется, авторов, которые вчера появились, сегодня их показали, а завтра их уже никто не знает.


Павел Озолин, организатор:


— Мы пока не можем точно сказать, по какому адресу откроем галерею и как она будет называться. Пока ищем хорошее помещение — просто сарайчик не подойдет: планируем привозить экспозиции из галерей Варшавы, Киева и Москвы, причем не только копии, но и оригинальные работы. Я искренне надеюсь, что мы закончим все переговоры с партнерами к концу ноября, и к середине декабря можно будет говорить об открытии более точно. Не думаю, что в нашу галерею будут стоять очереди, какие бывают, например, на открытии 3D–кинотеатров. Но свою аудиторию мы найдем.


Картина маслом


Возможные конкуренты будущего проекта — директор Республиканской художественной галереи «Дворец искусства» Александр Зинкевич и арт–директор галереи современного искусства «Ў» Анна Чистосердова имеют свой взгляд на вопрос, достаточно ли в Минске художественных галерей.


Анна Чистосердова: У нас мало выставочных площадок, это значительно обедняет культурный календарь Беларуси. Многие знаковые события, художественные выставки и актуальные проекты, к сожалению, проходят мимо нас. Поэтому я рада, что есть люди, которые хотят развивать арт–сферу, открывать сейчас галерею. Главное — желание, и тогда все получится.


Александр Зинкевич: Конечно, выставочных залов в городе недостаточно. Но открытие новых площадок, на мой взгляд, пока экономически невыгодно.


Как директор я желаю будущим коллегам удачи. Как зритель — с радостью посетил бы новый зал и посмотрел мировые шедевры, но открыть его будет очень непросто — риск большой!..


— Какие существуют проблемы в галерейном деле?


А.Чистосердова: Финансирование является главной бедой. В Беларуси нет сформированного арт–рынка. Не хватает фондов, которые могли бы поддерживать культурные проекты. Жить галереям исключительно за счет продаж, без спонсорской поддержки практически нереально. Поэтому если выставочных площадок у нас станет больше, то и люди будут чаще соприкасаться с искусством и проявлять к нему финансовый интерес, вкладывать деньги в произведения.


А.Зинкевич: Соглашусь с Анной, главная проблема для всех галерей — это нехватка денежных средств.


— Как привлечь большее количество людей к галереям?


А.Чистосердова: Для этого нужно пользоваться всеми возможными ресурсами. У нас мало печатных специализированных изданий, посвященных культуре и искусству, людям не хватает информации. Но ведь есть интернет, где можно бесплатно рекламировать свой «продукт» и приглашать людей на вернисажи!


— Какая выставочная площадка, на ваш взгляд, могла бы украсить город?


А.Чистосердова: Сейчас, я думаю, необходимо открывать, скажем так, центры современного искусства. Под одной крышей нужно сочетать различные арт–направления. Давать возможность молодым мастерам себя проявлять вне зависимости от того, являются ли они членами союза художников, принимали ли они участие в республиканских выставках, есть ли у них профессиональное образование. И еще, на мой взгляд, на наших выставках не хватает современной европейской атмосферы. Ведь сегодня формируется новое поколение художников и зрителей, у которых есть возможности путешествовать, получать информацию о событиях в мировой художественной среде. И художникам, и галеристам нужно переходить на новые стандарты, не бояться использовать в своих проектах современные технологии.


— Искусствоведы утверждают, что у нас много художников европейского уровня, достойных авторов, чьи работы заслуживают внимания и интереса. Вместе с тем сами творцы, бывает, жалуются на то, что в Минске сложно выставиться...


А.Чистосердова: Я абсолютно поддерживаю эти замечания, ведь, повторюсь, площадок для выставок очень мало. И мы, например, не готовы выставлять всех, кто к нам приходит, — художникам приходится стоять в очередях!


А.Зинкевич: А мне совершенно непонятны эти жалобы. В Белорусском союзе художников состоят более 1.000 профессионалов. Каждый из них имеет возможность устраивать вернисажи. Во многих странах Европы мастера сами оплачивают проведение своих выставок, презентаций, и никто им в этом не помогает. А наши часто рассчитывают на поддержку государства или мецената, при этом собственную инициативу проявляют недостаточно активно.


Слово художнику


Однако один из самых узнаваемых и актуальных художников Руслан Вашкевич уверен, что сегодня не стоит зацикливаться на вопросе «где показывать свои работы?». Да и пустая это затея — в ожидании достойной площадки «мариновать» свои работы в чулане. Само время предлагает множество вариантов для самопрезентации:


— Еще недавно заявить о себе художникам было практически невозможно: слишком мало проводилось выставок. Сегодня, помимо того что есть галереи, появляются альтернативные варианты для экспозиций, выставиться можно в фойе кинотеатра, в кафе, на чердаке. Как вариант — освоить самые невероятные и неожиданные места городского ландшафта: завод, сквер, квартира, площадь. Все годится для художественного жеста. Теперь главное — желание. Частная инициатива и собственная активность — вот наша дорожная карта! Некоторое внутреннее бурление в арт–среде в последнее время обнадеживает, налицо явный прогресс. Но этого все же недостаточно. Нашему искусству, я думаю, нужны новые имена, свежие идеи, здоровая конкуренция и поддержка, конечно. Тогда появятся и инвестиции, институции, коллекционеры, выставочные пространства, и жизнь станет интереснее.

 

Ольга СЕДЮКЕВИЧ,
студентка Института журналистики.

←Упрощенная модель сознания губит театр

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика