Стинга жалко
Если кто из вас собирается отметить День музыки в Нью–Йорке, то по прибытии в город «Большое яблоко» не спешите сразу же заняться шоппингом. Музеи и экскурсии тоже отложите на следующую неделю. А сходите–ка лучше на концерт. Причина проста: 2 октября маэстро Стингу стукнет 60 годков.
Каким он парнем был
Плоть от плоти трудового народа (папа — монтажник машиностроительной компании, затем — хозяин молочного магазина; мама — парикмахер, позднее — медсестра), мальчишка с детства был обучен игре на пианино. Профессии дорожного рабочего и даже преподавателя музыки его не манили, и, трезво оценив свои возможности, однажды он отправился в Лондон, грезя о карьере профессионального артиста. А любому провинциалу, мечтающему покорить весь свет, хорошо известно, что все дороги в высокооплачиваемую альтернативу либо на худой конец в шоу–бизнес ведут через столицы. В матери городов Великобритании и была создана в 1977 году группа The Police, одним из вокалистов и бас–гитаристом которой и стал Стинг. Команду относят к зачинателям направления «новая волна», характеризовавшегося жестким, упругим ритмом, чуть прямолинейным, как в чистом рок–н–ролле и панке, но аранжировки тут были богаче и разнообразнее. За пару лет (!) команда достигла европейской известности, а в 80–м — и мировой. Тогда же начались и «терки» между Стингом, всевозрастающие амбиции которого материализовались в сольных номерах, и Стюартом Коуплендом — отцом группы. К тому же и бесконечные туры негативно сказывались на самочувствии участников команды. Издав в 1983–м Synchronicity, по мнению многих критиков, свой лучший диск, уже в следующем году The Police прекращает существование, изредка напоминая о себе как о коллективном разуме. Самый громкий камбэк случился в 2007–м: группа «турила» по планете полтора года.
Каким мужчиной он стал
Строго говоря, не понятно, какое там 25–летие творческой деятельности отметят в Нью–Йорке, ведь выступать сольно Стинг начал в 1984–м. Но нам он интересен и без всех этих юбилейных гульбищ. Вне группы, с самого первого сольника — Dream of the Blue Turtles (1985) — выяснилось, что не усталость стала главной причиной того, что The Police распались. Законы рок–музыки, пусть и питаемой другими стилями, оказались тесны артисту, который принялся реализовывать себя во всем, в чем только мог, — талант позволял. Прекрасный мелодист (я ставлю его на второе место после Пола Маккартни в списке «Лучший современный поп–композитор») и аранжировщик, как рыба в океане чувствовал себя и в джазе, и в эстраде, и в этно. Englishman in New York, Fragile, Mad About You, It’s Probably Me (с Эриком Клэптоном), Shape of My Heart, All for Love (с Родом Стюартом и Брайаном Адамсом), Desert Rose (с Чебом Мами) — у каждого из вас составится свой топ–10 великого исполнителя с песнями, принадлежащими ему и написанными в соавторстве.
В последние годы маэстро сильно ударился в Средневековье и иную архаику, записывая красивую, негромкую лютневую музыку. Такое случается со многими артистами, кто к своим недетским годам начинает понимать что–то такое в жизни, до чего поклонникам еще расти и расти, и выплескивает вот это осознание на публику. Кто–то воспринимает его полностью, кто–то — частично, кто–то вообще отвергает. Я — слушаю, но старые хиты ни в какое сравнение не идут с экспериментами. С другой стороны, вон с Блэкмором и того хуже — он–то как ушибся! Все знающие критики с медицинским образованием кивают на то, что уход Стинга из поп–рока и эстрады связан с тем, что у маэстро есть проблемы со здоровьем — музыкант теряет слух. На моей памяти сплетни об этом недуге ходят не первую пятилетку, и — ничего: поет, играет и сочиняет. Просто вспомните историю The Police.
Как выросло жало
Самая тиражированная версия возникновения псевдонима Стинг («жало» — с английского) гласит, что получил его Гордон Мэтью Томас Самнер в одной из первых своих групп — Phoenix Jazzmen. Все ее участники выступали под вымышленными именами. Гордон частенько одевался в свитер в полоску желто–черного цвета, а так как компании «Билайн» тогда не было, пришлось Самнеру стать Стингом. Сегодня он уже не порхает по сцене, как бабочка, не бегает по подиуму, как в начале 80–х, но ужалить, как пчела, своим искусством слушателя еще способен, в чем убедилась минская публика на прошлогоднем концерте мастера в «Минск–Арене».
Автор публикации: Олег КЛИМОВ
Фото: РЕЙТЕР