Покорение пространства
Крупнейшая в мире выставка объектов искусства, рожденного наукой, — художественных голограмм — открывается в Академии наук. 150 уникальных работ из 20 стран — масштаб и вправду ранее неслыханный. К нам на 8–ю международную конференцию «ГолоЭкспо–2011» съехались классики жанра, в том числе Ханс Белькхаген из Великобритании, снимавший в свое время объемный портрет Рейгана. Хотя эта область науки уже заинтересовала и медицину, и кинематограф, и ядерную физику, основатель художественной и защитной голографии в Беларуси, академик Международной инженерной академии Леонид Танин убежден: человечество лишь прикоснулось к скрытым в ней возможностям. Корреспонденту «СБ» накануне открытия выставки удалось первому полюбоваться на чудо–экспонаты.
...Старинные бокалы стояли за стеклом, отбрасывая тень внутрь кубического пространства. Рядом застыла в пляске танцовщица в развевающихся одеждах, чуть дальше из рамки буквально вырывался дракон. Поверить, что этого видимого воочию объема за кадром не существует, а сами картины — плоские и висят на стене, никак не получалось. А вот и что–то знакомое: белорусские клады, такие можно увидеть в историческом музее. Их трехмерные копии были созданы специально для выставки в Шанхае, чтобы не вывозить из страны сами реликвии. Вообще, голограмму активно используют для создания «двойников» художественных и исторических шедевров. Например, в Академии наук можно будет воочию увидеть крест Евфросинии Полоцкой. А вот монохромные изображения — цвет в голограмме появился лишь несколько лет назад. Ну и совсем фантастика — динамические варианты, передающие не только объем, но и движение.
У нас это направление начало развиваться на базе академических институтов еще в 1970–е, так что Минск не случайно принимает «ГолоЭкспо–2011». Председатель Совета Республики академик Анатолий Рубинов на открытии научного форума подчеркнул, что у нас много делается в области лазерной физики, развиваются новейшие направления голографии — во многом благодаря преданности делу учеников академиков Александра Рубанова и Павла Апанасевича. Кстати, еще в 1978 году в Минске прошла I Всесоюзная выставка голограмм, имевшая огромный успех. Но если раньше главной была идея создать копии предметов культурно–исторического наследия, сделав их доступными для большинства, то теперь не менее важна и другая функция — защитная. Воспроизвести голограмму невозможно без дорогостоящей техники, а потому она — идеальный «охранный знак» для ценных бумаг, документов и товаров. Скажем, знакомая по акцизным маркам на табачных и алкогольных изделиях юниграмма (кстати, она запатентована) используется предприятиями Гознака без малого 10 лет. С недавних пор голограммами маркируется 21 группа товаров. Надо сказать, это одна из тех технологий, с помощью которых сегодня можно штурмовать и международные рынки. К примеру, у нас создана уникальная упаковка для бриллиантов с саморазрушающейся голограммой, которая во много раз усиливает степень защиты и уже, кстати, получила ряд наград на международных выставках, включая золотую медаль в Торонто. Неудивительно, что и наши, и 70 процентов российских бриллиантов упакованы именно так.
А слыхали ли вы о кодограмме? Это такой голографический штрих–код, который не только позволяет определить подлинность товара, но и содержит информацию о нем. Между прочим, уникальный считывающий прибор для кодограммы создан в БГУ (именно этот вуз — альма–матер для большинства специалистов, занятых в области «покорения пространства»). По мнению проректора БГУ по учебной работе доктора физико–математических наук Алексея Толстика, голография столь захватывающа и красива, что позволяет попутно решить еще одну задачу — привлечь больше молодежи к изучению естественных наук.
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА