Счастливый 13-й раз: NAVINKI полюбили даже охранники
С 27 по 29 августа в Минске в 13-й раз пройдет фестиваль арт-перформанса NAVINKI.
На фестивале выступят 29 участников: 20 — из Беларуси и 9 — из Польши, Германии, Швейцарии и Японии. Пройдет мероприятие во Дворце искусств, а также в галерее «Академия» Белорусской государственной академии искусств.
В рамках фестиваля также запланирована лекция о современном искусстве и мастер-классы по перформансу под руководством профессора Познаньской академии искусств Януша Балдыги.
NAVINKI — единственный на постсоветском пространстве и в Восточной Европе фестиваль перформанса, который проходит каждый год. Подробное расписание можно найти на сайте фестиваля.
Как рассказал Naviny.by куратор фестиваля Виктор Петров, каждый год собравшиеся на NAVINKI художники представляют новые работы, новые идеи: «Перформанс всегда остро реагирует на изменения в нашей жизни. Потому выступления никогда не повторяются».
По словам куратора, главное отличие жанра перформанса в том, что даже организаторы выступления никогда точно не знают, что же покажет художник: «Многие артисты предпочитают заранее и не рассказывать о своем перформансе — чтобы было интереснее. Бывает прямо в процессе исполнения перформанс изменяется — под влиянием зрителей или обстановки».
Как полагает Виктор Петров, которой и сам часто выступает со своими перформансами, главная прелесть перформанса — непосредственный контакт со зрителем.
«Это единственное искусство, где все происходит прямо перед зрителем! — говорит он. — Речь идет не столько о мастерстве (как, например, в случае буто-театра, когда актер годами отрабатывает пластику), сколько об идее. Ведь перформанс — именно интеллектуальное искусство, которое несет определенную мысль. И зрителю это нужно! Он устал от традиционного искусства, хочет открытого диалога и живого контакта с художником. На наших мастер-классах зрители обычно с удовольствием даже участвуют в перформансах».
Виктор Петров. Перформанс " Белая метель, атака". 2008 год. |
Прошлые фестивали порадовали посетителей, например, такими перформансами: |
На NAVINKI-2004 Рои Ваара из Финляндии почистил подсолнечным маслом ботинки скульптуре Якуба Коласа. |
В 2005 году англичанка Хелен Шарп устроила выступление у стены с надписями «Dress-code: никаких белых рубашек в сочетании с черными брюками», на веревках висели сапоги и мобильный телефон. Время от времени она писала на стене: «13.21: анализ нервов — начинаю чувствовать себя больной», «Интересный момент: название было Taxi deriver, но Денис хотел No street actions. Хотя на самом деле перформанс называется Belarus Blues». |
В 2007 году в последний проходивший на водохранилище Вяча под Минском день фестиваля NAVINKI американка Фейс Джонсон разложила на тропинке от озера до поляны вареную свеклу и принялась поедать ее. Некоторые зрители пытались помочь ей справиться с этой нелегкой миссией. Финальной сценой стало погружение Фейс в холодную воду озера, где она потом недвижно лежала на поверхности воды. |
Кстати, перформанс требует усилий — в первую очередь, умственных — не только от художника-артиста, но и от зрителей: «Те, кто приходит на такое мероприятие в первый раз, могут посмотреть один перформанс — и сказать, что им это не нравится. Но я бы посоветовал остаться подольше и даже, быть может, посмотреть всю программу, чтобы дождаться «своего» автора в программе. Потому что чем больше человек смотрит, тем больше начинает понимать. Как-то было у нас такое, что работавшие в охране фестиваля молодые люди поначалу ничего не понимали и относились скептически, а потом насмотрелись, прониклись и даже спрашивали, когда фестиваль будет в следующий раз — мол, хотят придти».
В 13-й раз проводится фестиваль, и в 13-й раз проводится он за счет самих же художников. «И белорусские, и зарубежные участники готовятся за свой счет. Зарубежные гости также сами ищут возможность приехать в Минск, — поделился куратор NAVINKI. — Минкульт специально на это денег не отпускает, а частные организации в силу отсутствия утвержденного законопроекта о льготном налогообложении для фирм, помогающих культуре, не заинтересованы спонсировать нас. Так что схема одна и та же который год: мы ищем площадку, а участники выступления готовятся сами».
Виктор Петров считает, что таких фестивалей, как NAVINKI, должно быть больше: «Я был бы рад, если бы у нас было много таких фестивалей. Как, например, в Германии, Франции или Англии, словом, тех странах, где есть хорошие дотации «на культуру». И хотелось бы, чтобы в Минске был не один наш фестиваль, а хотя бы десять разных регулярных мероприятий. Но, к сожалению, это работа хоть и незаметная, но довольно тяжелая, потому у одного меня даже на второй фестиваль сил не хватит. Потому хочу сказать белорусским молодым художникам: если кто-то хочет делать что-то в этом направлении — ради бога, ведь нам этого так не хватает!».
Ольга ПРУДНИКОВА