«Беларусьфильм» объявил охоту на молодых режиссеров
«Беларусьфильм» обещает помогать талантливой молодежи реализовывать свои проекты. Для этого на киностудии даже создали новое художественного направление — «Дебют». Руководить им будет режиссер Александр Ефремов. Как отмечают на студии, новое направление организовано с целью поиска новых имен, идей, тем и героев для белорусского кинематографа.
Оценка дебютного проекта будет производиться в несколько этапов. На первом проект рассмотрит недавно созданный на «Беларусьфильме» Совет мэтров, который будет оценивать только художественные критерии претендента. На втором этапе одобренные кинопроекты попадут к художественно-производственному совету киностудии и будут оцениваться по пятибалльной системе. Далее оценки суммируются и поочередно умножаются на коэффициент каждого из критериев.
Дебютный проект, набравший максимальное количество баллов будет рекомендован к производству. Как отметил в интервью TUT.byАлександр Ефремов, такие картины предполагается полностью финасировать за счет государства. Правда, суммы будут достаточно скромными, поэтому снять блокбастер на такие деньги вряд ли удастся.
В рамках направления «Дебют» молодые режиссеры смогут также получить помощь в работе над сценарием, поскольку, по словам Ефремова, многие режиссеры не умеют читать сценарии и не знают, с чем они выйдут на площадку и что там будут делать. При отборе проектов будут учитываться и практические нюансы их реализации — подбор актеров, возможность использования натурных площадок и т.п. Приоритет обещают отдавать тому, что стимулирует развитие белорусского кино.
«Таким образом, мы будем ненавязчиво участвовать в запуске этих картин, стараясь уберечь молодые таланты от всяких несуразностей», — отметил режиссер.
Отсутствие ярких личностей в белорусском кинематографе отмечает и Андрей Курейчик — сценарист с большим опытом работы в мировом кинопроизводстве.
Как подчеркнул Курейчик в интервью Naviny.by, в реализации направления «Дебют» важен состав «судей», которые будут оценивать проекты: «Если это будут представители старой школы, я боюсь, что мы не получим белорусского кино. Мне кажется, нужно больше доверять молодым людям, давать им больше свободы. Лучше давать им меньше денег, но больше творческой свободы».
В качестве примера он привел молодых российских режиссеров Ивана Вырыпаева, Алексея Германа-младшего, Бориса Хлебникова, которые «появились на волне отрицания старой советской школы и поиска новых форм». «В Беларуси молодым нужно тоже давать возможность свободно искать новые формы», — считает Курейчик.
Он одобряет ориентацию «Беларусьфильма» на большое количество малобюджетных проектов: «Многие страны в кино предпочитают делать не гигантские проекты, а большое количество маленьких — например, Финляндия, Польша. Мы не можем себе позволить то, что делает Россия или Америка. К тому же производство кино сейчас удешевилось. Если раньше много затрат уходило на пленки и камеры, то сейчас фильмы, которые побеждают на международных фестивалях, снимаются вообще на фотоаппараты, веб-камеры — простейшие цифровые устройства. Сейчас уже не нужен тот комплект оборудования, который был необходим 20 лет назад».
«Но если проект получился, в следующий раз режиссеру нужно давать уже бюджет побольше и стараться всячески его поддерживать. А первые пробы могут быть и недорогими», — отмечает эксперт.
По его словам, формы поддержки молодых талантов в разных странах примерно одинаковы — деньги на первый фильм деньги дает государство, поскольку частные продюсеры, как правило, не доверяют свои ресурсы неопытным режиссерам. Правда, формы госпомощи бывают разными. Например, в Англии, Франции, Германии распространены гранты, у нас же действует советская формула, «когда какие-то мэтры отбирают лучших, на их взгляд, учеников или выпускников». В системе грантов, отмечает Курейчик, больше объективности, — заявки на них, как правило, оцениваются несколькими и независимыми независимыми экспертами.
Анастасия СОЛОНОВИЧ