Свет под прозрачной рукой…
За минувшие два года 17-летняя гомельчанка Мария Малиновская заявила о себе в полный голос
Среди миллионов пишущих стихи лишь тысячи делают это сравнительно профессионально. И лишь единицы при этом являются истинными поэтами — людьми, способными узреть то, что ни при каких обстоятельствах не откроется обычному человеку. Людьми с прозрением, своего рода «допущенными» к тому сокровенному, что является как бы свыше, видящими тот самый «горний свет», присутствие которого только и отличает настоящую поэзию от упражнений в стихотворчестве. При этом совершенно бесполезно препарировать стихотворение на присутствие в нем образов, метафор и прочего, что непременно связывают с талантливыми стихами, — это все равно, что ломать скрипку, чтобы понять, откуда в ней музыка… Или попытаться заново «сложить» человека из давно известного количества химических веществ, на которые раскладывается человеческий организм. Соединить-то эти вещества можно, а живого человеческого существа при этом все равно не получится, ибо не достает самого главного — того, что мы традиционно именуем духом, душой…
Чего-чего, а уж духа — какого-то неземного, идущего, как сам автор утверждает, «оттоле», с каких-то запредельных высот, — в поэзии семнадцатилетней гомельчанки Марии Малиновской (на снимке) предостаточно.
Многие, даже профессиональные поэты, искренне уверены, что поэзия — это когда красиво. Убежден: поэзия — это когда в первую очередь страшно. Все шедевры мировой лирики, от творений поэтов античности до прозрений Есенина и Рубцова, рождены из душевной боли и личностной трагедии, которая затем становится трагедией всех, кто к прочитанному сумел прикоснуться сердцем. И молодая поэтесса именно это прекрасно понимает.
Став автором первого своего поэтического сборника «Луны печали» еще в пятнадцать (!) лет, Мария Малиновская сразу же обратила на себя внимание специалистов не по годам взрослой интонацией. Создавалось впечатление, что некоторые стихи тогдашней школьницы написала женщина бальзаковского возраста. И при этом в стихах Марии уже тогда не чувствовалось ни малейшего манерничанья или натяжки.
За минувшие два года поэтесса заявила о себе в полный голос, стала обладательницей Гран-при Республиканского конкурса молодых литераторов, проводившегося Союзом писателей Беларуси, опубликовалась в «Литературной газете» и множестве других авторитетных изданий, получила престижнейшую литературную премию имени академика Д.Лихачева в Санкт-Петербурге, премию имени Н. Рубцова в Москве, победила на международном конкурсе «Волшебная строка-2011», проходившем на Урале, а совсем недавно в Лондоне стала дипломантом международного поэтического конкурса «Пушкин в Британии»…
И вот перед нами вторая книга юной поэтессы «Под прозрачной рукой» (Москва, из-во «Щит-М», 2011), которая должна была прояснить, действительно ли переход из категории детей-вундеркиндов в разряд взрослых поэтов свершился на достойном уровне, без утраты самое себя и метаний в среде давно устоявшихся авторитетов? Ведь многие из тех, кто вчера снисходительно-ласково улыбался юному дарованию, сегодня в том же авторе могут увидеть нешуточного конкурента, при появлении которого придется несколько потесниться. Что, безусловно, прилива положительных эмоций у них не вызывает…
Слава Всевышнему, но молодая поэтесса пока, кажется, на все эти перипетии литературной жизни внимания почти не обращает. Ее голос окреп, рука обрела взрослую силу, а эмоции все также фонтанируют. Можно с удовольствием и удивлением цитировать многие стихи нового сборника Марии Малиновской. И радоваться при этом, что в поэзию уверенно входят яркие индивидуальности. И страшиться — не сломает ли жизнь автора, когда к эмоциям «оттоле» добавятся нешуточные жизненные коллизии, без которых не может быть судьбы истинного поэта? Верится, что Мария, Машенька, как я ее привык называть, справится и с этим, а ее имя в самое ближайшее время займет свое достойное место в отечественном стихосложении.