ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ: «Я ВСЕГДА НАЙДУ СЕБЕ ПРОБЛЕМЫ»
28.07.2011
—
Новости Культуры
Как всегда неподражаемая Лайма Вайкуле, несмотря на сломанную руку, которая мешала давать ей автографы многочисленным поклонникам, с успехом выступила в нескольких программах Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» и с удовольствием согласилась на интервью для еженедельника «7 дней».
— Лайма, говорят, вы не хотели быть публичным человеком, но уже с детства были на виду. Это правда?
— Я мечтала стать хирургом. Даже проучилась три года в медицинском училище, думая, что легче будет поступить в мединститут. Что касается вашего вопроса, то выступать и записываться на радио я начала еще в детском саду. В 12 лет стала одним из лауреатов престижного конкурса, и у меня состоялся первый в жизни гастрольный тур с Рижским оркестром радио и телевидения. Но тогда я еще, конечно, не думала, что стану популярной, что у меня впереди — десятки гастрольных туров.
— Какой вы были в детстве?
— В детстве я была гадким утенком, никто не обращал на меня внимания. И всегда предоставлена сама себе. Помните строчки из песни: «Я не мамина, я не папина, я на улице росла, меня курица снесла»? Это обо мне. В детский сад меня отдавали на неделю, и, в принципе, воспитывалась там. Думаю, я — из категории тяжелых детей, потому что всегда все знала. Овны ведь все упрямые! В школе была тираном, подавляла всех одноклассников. До сих пор для меня загадка, почему они меня слушались. Больше того, умудрялась где-то до 5-го класса оставлять детей после уроков и устраивать после школы представления, разучивать с ними роли. Мне казалось, что я могу это сделать, и ребята оставались.
— Ваша эстрадная карьера началась со знакомства с Раймондом Паулсом. А как это произошло?
— Я с детства знала и пела песни Раймонда Паулса. Но познакомилась с ним гораздо позднее. Мой учитель, у которого я занималась вокалом, когда-то ставил голоса музыкантам Рижского эстрадного оркестра, которым руководил Паулс. Помню, однажды в филармонии я пела какую-то песню про Ригу. За роялем сидел очень популярный тогда в Латвии композитор Силдекс. Вдруг кто-то сзади похлопал меня по плечу, и я услышала голос Раймонда Паулса: «Детка, я тебя беру». Ощущение того, как мне на плечо ложится достаточно тяжелая рука в полутемном зале филармонии, не оставляет меня до сих пор.
— В 1986 вы завоевали Гран-при на конкурсе «Братиславская лира» в Чехословакии. Насколько эта победа была для вас неожиданной?
— Я не собиралась ехать на конкурс, потому что по характеру не спортсмен и всяческие соревнования — это не мое. Но министерство культуры приняло решение отправить меня на этот конкурс. В напутственной речи Раймонд Паулс сказал: «Без первого места не возвращайся», чем вверг меня в состояние глубоко стресса. Я поехала в Чехословакию, и все было против меня, начиная с места в самолете под номером 13. Затем оказалась 13-я по списку конкурсантов. Трамвай под номером 13 был последний, который шел в городе, когда я не могла уснуть и ходила по Братиславе... Но мое неумение быть второй и ответственность перед Паулсом сыграли решающую роль. К тому же меня раздражало, что все пророчили победу Николь, прошлогодней победительнице Евровидения. Когда начался конкурс, Чехословакия меня не воспринимала в принципе, потому что я была из Советского Союза. Поэтому, когда вышла на сцену, в зале зааплодировали лишь представители посольства СССР. Но я, как говорится, сделала Николь! Эта победа открыла передо мной все двери.
— Вы были одной из первых советских певиц, которую в конце 80-х возили по Америке и называли там «русской Мадонной». Какие ощущения остались от этой поездки?
— Вы не представляете, что такое после «железного занавеса» приехать в Америку! В то время я просто не в состоянии была оценить масштаб подарка, сделанного продюсером Стэном Корнелиусом, который меня туда пригласил. Только сегодня понимаю, что меня принимали как королеву. Чужой язык, музыканты, перед которыми я преклонялась и которые вдруг оказались доступны для совместной работы, — это был большой стресс. Я плохо видела, что происходило вокруг. И только сегодня, оглядываясь назад, понимаю, с какой любовью и пониманием ко мне относились.
— Лайма, у многих сложилось мнение, что вы, как большинство прибалтов, холодный сдержанный человек...
— Нет, с этим не согласна. Перед каждым концертом так волнуюсь, что у меня поднимается давление, а после того, как закрывается занавес, начинается депрессия, я — как выжатый лимон. В это время меня лучше не беспокоить — потихонечку оттаиваю. Иногда с помощью снотворного, иногда выпиваю немного коньяка или вина.
— Удается ли вам отдыхать? Как восстанавливаете силы, откуда черпаете энергию и что вас вдохновляет?
— Я общаюсь со своими четвероногими друзьями, они — мой главный релакс. Сейчас у меня три американских бульдога, и когда я с ними, забываю обо всем. И будь моя воля, бы создала полицейское подразделение, которое занималось бы животными. Если в США маленький ребенок имеет право позвонить по телефону и сказать: «Меня обижают!», то животные не могут этого сделать, а им порой необходима защита. Как говорят ученые, разум собаки — это разум ребенка 3-6 лет. Они все понимают и страдают от людской жестокости. Когда перестану петь, открою фонд в защиту животных. Я вообще люблю природу, поэтому никогда не сломаю ветку дерева, не сорву цветы. После концерта, пока не поставлю подаренные цветы в воду, не усну.
— Вас называют самой стильной певицей на пространстве СНГ. А что такое «стиль» применительно к эстраде?
— Строгое соответствие репертуару. Вообще, главное, чтобы внешние проявления не диссонировали с твоим внутренним содержанием. Как на сцене, так и в жизни.
— Согласны ли с тем, что сцена — это наркотик?
— Да. Ты теряешь себя, ломаешь всю свою жизнь, отказываешься от обыкновенных человеческих благ, от всего того, что щедро даровал тебе Господь и чем надо наслаждаться. Но отказаться от ощущения заведенного волчка, для которого остановка — конец, просто невозможно.
— Помимо режиссуры, вы попробовали себя в кино. Будете продолжать?
— В криминальной драме «В русском стиле» я сыграла героиню по имени Анна, а в мюзикле Игоря Крутого — Снежную королеву. После того, как впервые снялась в кино, я поняла, что для успешной роли нужен безупречный рабочий сценарий, талантливый режиссер и какой-то особенный оператор. Кино дает возможность довести момент выражения до абсолюта. Потому что есть возможность дублей. К примеру, в моей профессии все обстоит иначе. У тебя нет права на ошибку, потому что искусство ты делаешь здесь и сейчас, и дубля быть не может.
— Вы много работаете. Остается ли время на какие-нибудь увлечения?
— Иногда мне кажется, что жизнь станет бессмысленной, если не будет о ком заботиться. Мои друзья шутят, что я всегда найду себе проблемы. Это, впрочем, и есть мои увлечения — находить проблемы.
— Какую одежду предпочитаете?
— Дорогая и стильная одежда нужна мне, чтобы выходить на сцену. Это условие профессии, которое следует соблюдать. А так в одежде я совершенно неприхотлива — главное, чтобы было удобно и уютно. Дома обожаю носить шерстяные, мягкие вещи. Свой сценический гардероб периодически «чищу», и поскольку среди родственников нет обладателей моего размера, то со многими костюмами просто расстаюсь, в том числе и с вещами от кутюр.
— Лайма, вы в прекрасной физической форме. В чем секрет вашей красоты?
— Если говорить об этом поверхностно, то для красоты человеку необходимы чистая обувь, здоровые зубы, хорошая кожа и ухоженные волосы. Если же говорить серьезнее, то надо спокойнее относиться к своему здоровью, своей внешности, не ввязываться в дорогостоящие проекты по омолаживанию. Ни к чему эта бессмысленная погоня за молодостью, ведь она быстро проходит. А вот красота душевная — это стабильно. Как и талант, мудрость, образованность... Вот это, на мой взгляд, и есть красота.
За свою внешность я благодарю гены. А еще для женщины очень важно — воздух, вода и сон.
— А что или кто помогает сильной женщине не потерять женственность?
— Только мужчина! Рядом с сильной женщиной должен быть мужчина, который поможет ей сохранить женственность. Мужчина во всем, в каждой черточке. Например, когда сажусь, он всегда подставляет стул. Когда захожу в дом, он открывает передо мной дверь. Такие мелочи со стороны мужчины и делают женщину женственной.
Артур МЕХТИЕВ