ПЕТР КАПЧИК: «Я НЕ УВИДЕЛ ЗДЕСЬ РУИН»
21.07.2011
—
Новости Культуры
Первый фестиваль искусства белорусов мира подвел итоги. В его рамках наши соотечественники из зарубежья представили свои творческие достижения, поделились впечатлениями, а главное, своими глазами смогли увидеть, как преобразилась родина их предков. Мы, белорусы, проживающие в своем государстве, часто не ценим, не замечаем происходящих изменений. Иной раз остаемся равнодушными к тому, чем живет родная земля. Белорусы зарубежья — другое дело. Трудности и достижения вотчины дедов и прадедов воспринимаются ими как свои собственные.
Гостем нашей редакции стал участник фестиваля, белорусский писатель, волей судьбы обретший вторую родину на украинской земле, Петр Капчик. В Украине Петр Михайлович организовал и возглавил объединение белорусской культуры с поэтическим названием «Зорка Венера».
— Откуда возникло такое красивое название?
— Объединение было создано по просьбе украинских школьников еще в 1985 году. В школе, где я работал, ребята заинтересовались белорусской литературой. Я познакомил их с творчеством Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича. В результате они сами попросили меня научить их белорусскому языку. Название для организации тоже выбрали они, и я был очень рад их выбору. Богданович — мой любимый поэт. Под звездой этого выдающегося белорусского поэта объединение существует до сих пор. Жаль, что люди начали уезжать из Западной Украины. Едут в Норвегию, Швецию, Бельгию, Францию, Германию, Италию, Турцию. Среди них много наших этнических соотечественников. И то, что они начинают искать счастья на чужой земле, прискорбно. Этнические белорусы создают семьи в странах расселения, ассимилируются, утрачивают связь с родиной предков, а часто и со славянскими корнями.
— Но ведь белорусское государство прилагает значительные усилия для того, чтобы помочь белорусам зарубежья оставаться белорусами...
— К сожалению, помощь доходит не всегда и не всем. Например, в Западной Украине мы до сих пор не имеем возможности принимать телеканал «Беларусь ТВ», а независимые белорусские телеканалы, вещающие в нашем регионе, часто подают претенциозную информацию. Кроме того, поддержка метрополии в последнее время заметно сократилась по сравнению с той, которая оказывалась ранее. Видимо, это связано с экономическими трудностями, свойственными не только Беларуси, но и Украине.
Впрочем, я уже давно пришел к выводу, что сидеть и ждать сложа руки того, что кто-то придет и что-то на блюдечке преподнесет, бесперспективно. Когда мне нужно решить проблемы нашей организации, я сам иду и добиваюсь. Пока получается.
— Нелегко оставаться носителем родного языка в другой стране?
— Украинцам белорусский язык не чужой. Но должен сказать, что и в самой Беларуси родной язык мог бы быть более употребляемым. Я понимаю, что в стране законодательно закреплено двуязычие, но когда от белорусских чиновников нам приходит корреспонденция на русском языке, мне обидно.
Например, в Финляндии часть населения говорит на финском, часть — на шведском. И они спокойно решают эту проблему. Скажем, названия улиц пишутся на двух языках. И так во всем. В Украине все чиновники обязаны говорить по-украински, хотя среди них много неукраинцев. Многие даже выступить не могут, не подсматривая в бумажку. Но факт остается фактом — дома можешь говорить на каком хочешь языке, а на работе — только на государственном.
— Какое впечатление произвела на вас сегодняшняя Беларусь?
— Несмотря на те информационные потоки, которые доходят до нас, я не увидел здесь руин. Белорусское руководство часто критикуют за излишнюю жесткость, но разве у него есть выбор? Разве в Беларуси есть газ, нефть, Крым, выход к морю? Нет! Александр Лукашенко решает сложные экономические задачи в очень неблагоприятных условиях.
Его обвиняют в том, что он более двух раз выдвигался на президентский пост. Но разве альтернатива существует? Можно подумать, что его оппоненты справились бы лучше! Действующий президент имеет хороший управленческий опыт, наработал связи на межгосударственном уровне. Россия отказала в поставках нефти — углеводороды начали поступать из Венесуэлы. Нужно будет, он сможет договориться и с Украиной.
У меня в Беларуси живет сестра. Сейчас она уже пенсионерка. От нее я постоянно узнаю, какая мощная социальная поддержка оказывается уязвимым слоям населения. Это очень важно, и этого отрицать нельзя.
— Но ведь вы наверняка знаете о проходящих уличных акциях протеста?
— Это пустое сотрясание воздуха. Эти акции ничего не дадут. Смена власти должна осуществляться на выборах, а не на улицах.
Полина ПАШКОВСКАЯ