Лучше один раз услышать
Лучше один раз услышать
За последний год Белорусский государственный академический музыкальный театр удивил не единожды: яркие и совершенно разные по почерку и стилистике премьеры появлялись в этом сезоне одна за другой. На сцене сменяли друг друга исторические эпохи, но одно оставалось неизменным — стремление показать зрителю достойное зрелище. Театр не копирует чужие находки, а изобретает их сам, как бы затратно во всех смыслах это ни было. Полностью обновленное художественное руководство, возглавляемое сегодня Адамом Мурзичем, готово рисковать и осваивать порой и неожиданный для кого–то музыкальный материал.
— Адам Османович, подводя итоги, согласитесь, что во многом минувший сезон оказался революционным для театра.
— Положа руку на сердце, он был очень напряженным. Мы бросили все силы на то, чтобы реализовать как можно больше вариантов и выбрать точное направление. Посудите сами — «Аршин мал алан», «Моя жена — лгунья», «Однажды в Чикаго», «Голубая камея», «Сильва». А уже в июле — премьера музыкального фейерверка «Любовь по–итальянски», в котором будут комическая опера Доницетти «Колокольчик» и музыкальное ревю «Шлягеры неаполитанского квартала».
Признаться, испытываю искреннее удовлетворение от возросшего уровня работы балета. Для меня это был очень сложный вопрос. То, что сделал главный балетмейстер народный артист Беларуси Владимир Иванов, достойно уважения. А как же мы уговаривали вместе с директором занять его эту должность! Три дня он думал... (Смеется.) Для нас Иванов — настоящее приобретение. В итоге в репертуаре 6 балетов, три из которых — «Мефисто», «Кармен–сюита» и «Щелкунчик» — вернулись в афишу благодаря Владимиру Иванову, и с остальными спектаклями он постоянно работает, чтобы сохранять их качество на должном уровне.
С солистами, хотя это и моя основная профессия (я — педагог по вокалу с серьезным стажем), тоже есть сложные моменты. Идем к тому, чтобы полностью отказаться от использования микрофонов в классическом репертуаре и перейти на живое пение. Практически вся классика уже идет без микрофонов: «Летучая мышь», «Ночь в Венеции», «Марица», «Доротея».
— Почему решили от них избавляться?
— Микрофон не страшен, если им умело пользоваться, но в определенный момент я обнаружил, что в зале воцарилась просто звуковая вакханалия. Солисты потеряли дыхательную опору пения. Решил, что нам надо от этого уходить. Новая опера «Колокольчик» будет полностью без микрофонов. Это как мостик к живому, настоящему звуку.
— Чем будете удивлять в новом сезоне?
— В Международный день театра пройдет премьера оперетты «Граф Люксембург» в постановке главного режиссера Сусанны Цирюк. Будет новый балет в постановке Владимира Иванова, не восстановленный, а именно новый.
Есть у меня и большой долг перед зрителем и перед театром... Судорожно ищу белорусскую тему и могу сказать, что нашел. Привлекла история любви князя Ягайло и княжны Софьи Гольшанской. Ему был 71 год, ей — 17. Сюжет напоминает оперу Чайковского «Мазепа». Музыку написал Владимир Кондрусевич. Он знает, для кого пишет, и понимает возможности театра. А это очень важно.
Кроме того, объявили среди белорусских авторов конкурс на создание произведения для театра. Три призовых места войдут в наш творческий портфель, 1–е место сразу будет принято к постановке. Несут много, но, честно говоря, пока не то. Нам нужен эффектный и качественный спектакль, который надолго бы остался в репертуаре. Такой, как «Принцесса цирка», шедший 30 лет. Кстати, в следующем сезоне хотим запустить его в новой версии. И так, постепенно, весь классический репертуар будет обновляться.
И, конечно, одно из главных событий следующего сезона — постановка бродвейского мюзикла «Вестсайдская история», права на него уже получены. Если все воплотится — это будет жемчужина в репертуаре. Такой хит! К нам уже приезжал американский дирижер Филипп Симмонс знакомиться с театром: труппой, оркестром и балетом. 5 июля приедет американский балетмейстер. Так что все серьезно. Мне до сих пор не верится, что постановка «Вестсайдской истории» в нашем театре стала реальностью.
На открытие 42–го сезона даем балет «12 стульев» Геннадия Гладкова. 21 июня уже будут готовы декорации и костюмы. Начался репетиционный процесс, чтобы успеть сделать основную часть работы до ухода труппы в отпуск. Ставит Дмитрий Якубович вместе с Анастасией Гриненко. Для Дмитрия это первая серьезная постановка. Премьера назначена на 12 сентября. Он просил перенести ее «на попозже», но я сказал: «Только так — даем тебе балет на два месяца, репетируй». Видимо, волнуется, что после отпуска танцоры будут не в форме. А я считаю, что профессионал должен быть готов к выходу на сцену всегда и готовить себя к этому даже в отпуске.
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Фото: Артур ПРУПАС