Блог Юрия Зиссера. Альфа Джаз Фест во Львове: Картер рулез!
16.06.2011 11:10
—
Новости Культуры
Блог Юрия Зиссера. Альфа Джаз Фест во Львове: Картер рулез!
BLOG.TUT.BYЛюблю джаз с юности. Пока учился в Питере и стажировался в США, не пропускал ни одного крупного джазового фестиваля или концерта. Целый год на закате Советской власти был зампредседателя Львовского джаз-клуба, читал лекции по джазу.
В Минске джазмены с мировыми именами уже лет десять (после вибрафониста Джо Локка) не бывали. (Эл ди Меола не в счет, поскольку играл с симфоническим оркестром). Поэтому когда Альфа-банк пригласил меня на Первый фестиваль "Альфа Джаз Фест", да еще и в мой родной Львов, я, глянув на список приглашенных "звезд", согласился не думая.
Где
Фестиваль прошел с размахом. По всему Львову была развешана реклама. По улицам и площадям расхаживали девушки с флагами фестиваля. Концерты "звезд" проходили два дня на специально выстроенной сцене в Парке культуры и отдыха. Была крыша над зрителями в виде гигантских "лепестков" от дождя, который по всем прогнозам должен был пролиться, да так и не пролился. Билеты на концерты "звезд" были дорогими даже по западным меркам – по 500 гривен каждый, что составляет 63 доллара по курсу.
Однако я подозреваю, что мало кто покупал билеты за живые деньги, потому что большинство слушателей в партере имели отношение к Альфа-банку или его клиентам. Дело в том, что инициатор и спонсор фестиваля совладелец "Альфа-групп" москвич Михаил Фридман (который родился и вырос во Львове) в голубой майке и джинсах сидел в пятом ряду партера вместе с женой и активно реагировал на происходящее. Очевидно, программа фестиваля соответствовала его личным пристрастиям. Неподалеку сидели телешоумен Савик Шустер и владелец фабрики ROSHEN Петро Порошенко. В перерывах Фридман стоял перед сценой вместе со зрителями и весело общался, причем никаких охранников поблизости я не заметил. В личном общении Михаил оказался тоже прост, непосредственнен и откровенен. Хотя между нами разница в возрасте всего четыре года, мы с ним, живя во Львове в одно и то же время, никогда раньше не пересекались.
Демократичность фестиваля была во всем: благодаря тому, что концерт проходил под открытым небом, можно было совершенно бесплатно послушать джаз за невысокой оградой, за которой находился стадион. К тому же для "бесплатной" публики был огромный экран, на который транслировался концерт. Горожан об этом оповестили заранее, поэтому на расположенных рядом скамейках музыку слушало множество людей.
Кроме того, в течение трех дней прошли бесплатные концерты на площадях в центре города, где выступали звезды рангом чуть пониже. Например, выступил белорусский коллектив "Яблочный чай" (Apple Tea), и я с гордостью за страну проводил взглядом проехавший через центр города белый микроавтобус с названием группы на "боку".
Все концерты транслировались на огромные видеомониторы, а также через интернет. Во время концертов я сидел за спиной "звуковика" и видел, как на его ноутбуке концерт транслировался в кадре прямо в Facebook! Обещали также выложить в интернет полные версии концертов.
Программа платных концертов
В качестве "звезд" (или, как сейчас говорят, хедлайнеров) выступили шесть коллективов:
- Spyro Gyra (в программе стояло "Спайро Джайра", но согласно легенде, многократно повсюду изложенной лидером группы, все-таки правильный перевод – "Спиро Гира" – по названию водоросли из школьного учебника биологии, записанному с ошибками). Симпатичный классический джаз-рок, привет из 70-х;
- Bill Evans “Soulgrass” (к знаменитому пианисту Биллу Эвансу отношения не имеющий). Яркий музыкант, со своим коллективом обряжающий традиционную американскую музыку начала 20 века (диксиленд, кантри и пр.) в современные мейнстримовские музыкальные "одежды";
- Jeff Lorber Fusion Superband – фьюжн (привет из 80-х), то есть микс на стыке джаза, рока и электронной музыки, вызвавший овации слушателей;
- John Scofield (лидер одноименной джазовой группы). Великолепный интеллектуальный и в то же время демократичный джаз;
- Wynton Marsalis & Igor Butman – два известных джазовых музыканта. Помимо исполнительской деятельности трубач Уинтон Марсалис также известен как популяризатор джаза, часто выступающий бесплатно на улицах и импровизированных площадках, я его несколько раз слушал в Нью-Йорке по воскресеньям. Саксофонист Игорь Бутман служит неким "окном" между Россией и США, постоянно привозя западных "звезд" в СНГ и играя вместе с ними.
Хотя все это я любил в молодости, мне действительно упали на душу лишь Рон Картер и Джон Скофилд. Скофилда знаю давно. Это тонкий вдумчивый музыкант, умеющий слушать тебя и других. Он играл со своей группой в первый день фестиваля. Это было классно и талантливо! И все же…
Охи и вздохи
Главным для меня явилось выступление трио Рона Картера (Ron Carter). Собственно, я знаю его записи уже 25 лет. Это лучший контрабасист мира, исполняющий все жанры – от джаза до Баха (у меня есть даже его запись "Хорошо темперированного клавира" Баха на контрабасе в его собственном переложении). Помимо активной концертной деятельности, он много записывается как в составе самых разных проектов, так и один, а также работает профессором консерватории и играет на многих инструментах.
На записях Картера можно безошибочно определить по уникальной манере исполнения линии басового аккомпанемента с "подъездом" (которой он, правда, на львовском концерте пользовался реже обычного): каждый звук начинается с короткого звука приблизительно (да-да, я не ошибся – именно приблизительно!) на полтона ниже или выше, с которого Картер, пользуясь тем, что грифа на контрабасе, как и на скрипке, нет, плавно и быстро скользит пальцами, переходя на более длинную "правильную" ноту. Получается, каждый звук – с "подъездом", с задумчивым мычащим "подвыванием", как будто Картер сначала "сфальшивил", не попав в нужный звук, и его на ходу "подтягивает" до нужного, как будто настраивая инструмент, но все равно часто остается как будто бы слегка фальшивым. В результате охи и вздохи Картера почти невозможно ни с кем перепутать.
Но это не только не все, но даже не главное. Как известно, подавляющее большинство всех джазовых композиций состоит из темы, сольных импровизаций музыкантов, исполняемых по очереди (и завершаемых короткими аплодисментами), и повтора темы в конце. Во время каждой импровизации свободные от соло музыканты создают фон для солиста: барабанщик стучит или ритмично шуршит, гитарист отбивает ритм гитарными аккордами, пианист тоже издает однообразные аккорды и т.д. Ну а тем временем солист вытворяет что хочет, и ему не нужно синхронизировать свои действия с другими музыкантами (не забывайте, что все это импровизация без нот). Достаточно, чтобы все музыканты группы в каждый момент придерживались одной гармонии. Так играют все джазовые коллективы вот уже скоро сто лет. Так проще, удобнее для музыкантов и понятнее слушателям.
Так вот: в пьесах Картера не так уж много "чистых" соло. По большей части солируют все одновременно! Каждый музыкант неоднократно успевает "вставить свои пять копеек" на протяжении каждых нескольких секунд. А для этого нужно постоянно слушать партнеров, чего не требуется в соло с одним солирующим инструментом. Лично я не знаю других лидеров групп, кроме Картера, обладающим искусством одновременной групповой импровизации, где все исполнители солируют одновременно, постоянно слушая друг друга и глядя друг на друга во время игры. Эта командная джазовая полифония просто упоительна! Прямо как хорошая команда в спорте или бизнесе.
Не удивительно, что Рон Картер на большинстве записей указан лидером группы. Уникальный случай: обычно лидерами групп становятся вокалисты, саксофонисты, пианисты, но не басисты и не барабанщики.
Шепоты и крики
Наконец, Картер и его коллеги играли тихо. Вспомнились слова известного питерского музыканта Геннадия Гольдштейна, рассказывавшего на разборках фестиваля в Питере, что когда играл Оскар Питерсон, то его рояля в восьми шагах не было слышно. Вообще-то я всю жизнь пользуюсь очень простым критерием, как безошибочно отличить плохую музыку: она всегда исполняется очень громко, оглушительно, как в наших ресторанах, чтобы за децибеллами скрыть убожество. (Аналогично, плохие повара обильно посыпают блюда солью и перцем). Так что берите критерий "убожество оглушительно" на вооружение, господа! Он безошибочно работает для всех музыкальных жанров.
Так вот: Картер сотоварищи играли совсем тихо, буквально нашептывая. Инструменты (контрабас, соло-гитара и рояль) шуршали и вообще издавали всякие необычные звуки и завывания, вместе с их хозяевами общаясь друг с другом. Играли так тихо, что при мертвой тишине зала слушателям мешали раскаты смеха гуляющих в парке. Было наслаждением следить за общением этих трех чернокожих мэтров. Жаль, что часовое отделение прошло слишком быстро.
Тем громче потом были раскаты аплодисментов и крики "Браво!". После концерта у сцены столпились поклонники с компакт-дисками и старыми виниловыми пластинками с просьбами об автографе. У меня тоже еще с молодости есть такая пластинка (выпущенный в СССР альбом "Третье крыло"), но мне не пришло в голову ее везти во Львов. О чем, правда, не сожалею, ибо автографы не коллекционирую.
Вот концертная запись (правда,с другого мероприятия): Рон Картер. Третье крыло . Или эта. Впрочем, уже появилось несколько коротких фестивальных репортажей на Youtube, да и в Facebook ссылки на фото. Полные же версии концертов пока нигде не нашел, включая официальный сайт мероприятия. Надеюсь, выложат после обработки.
Спасибо Альфа-банку, пригласившему меня и нескольких других белорусских бизнесменов с семьями на фестиваль и обеспечившему всех билетами на концерты и общением. В следующем году, если уровень приглашенных не упадет, снова поеду. Если меня прочтут организаторы фестиваля, заказываю Чика Кориа и Пако де Лусиа – по крайней мере первый из музыкантов должен соответствовать вкусу вдохновителя фестиваля. Вот бы приехали Мартин Тейлор, Гонсалес Рубалкаба, Авишай Коэн! Если Дон Черри еще выступает – то и он. А если на закуску приедет Карлос Сантана – любители сразу нескольких музыкальных жанров, включая, конечно, джазовый, просто умрут от счастья.
Прокомментировать этот пост >>>
***
Юрий Зиссер - белорусский интернетчик. Директор и владелец УП "Надежные программы" (бренды TUT.BY, Hoster.by ).
В Минске джазмены с мировыми именами уже лет десять (после вибрафониста Джо Локка) не бывали. (Эл ди Меола не в счет, поскольку играл с симфоническим оркестром). Поэтому когда Альфа-банк пригласил меня на Первый фестиваль "Альфа Джаз Фест", да еще и в мой родной Львов, я, глянув на список приглашенных "звезд", согласился не думая.
Где
Фестиваль прошел с размахом. По всему Львову была развешана реклама. По улицам и площадям расхаживали девушки с флагами фестиваля. Концерты "звезд" проходили два дня на специально выстроенной сцене в Парке культуры и отдыха. Была крыша над зрителями в виде гигантских "лепестков" от дождя, который по всем прогнозам должен был пролиться, да так и не пролился. Билеты на концерты "звезд" были дорогими даже по западным меркам – по 500 гривен каждый, что составляет 63 доллара по курсу.
Однако я подозреваю, что мало кто покупал билеты за живые деньги, потому что большинство слушателей в партере имели отношение к Альфа-банку или его клиентам. Дело в том, что инициатор и спонсор фестиваля совладелец "Альфа-групп" москвич Михаил Фридман (который родился и вырос во Львове) в голубой майке и джинсах сидел в пятом ряду партера вместе с женой и активно реагировал на происходящее. Очевидно, программа фестиваля соответствовала его личным пристрастиям. Неподалеку сидели телешоумен Савик Шустер и владелец фабрики ROSHEN Петро Порошенко. В перерывах Фридман стоял перед сценой вместе со зрителями и весело общался, причем никаких охранников поблизости я не заметил. В личном общении Михаил оказался тоже прост, непосредственнен и откровенен. Хотя между нами разница в возрасте всего четыре года, мы с ним, живя во Львове в одно и то же время, никогда раньше не пересекались.
Михаил Фридман |
Демократичность фестиваля была во всем: благодаря тому, что концерт проходил под открытым небом, можно было совершенно бесплатно послушать джаз за невысокой оградой, за которой находился стадион. К тому же для "бесплатной" публики был огромный экран, на который транслировался концерт. Горожан об этом оповестили заранее, поэтому на расположенных рядом скамейках музыку слушало множество людей.
Кроме того, в течение трех дней прошли бесплатные концерты на площадях в центре города, где выступали звезды рангом чуть пониже. Например, выступил белорусский коллектив "Яблочный чай" (Apple Tea), и я с гордостью за страну проводил взглядом проехавший через центр города белый микроавтобус с названием группы на "боку".
Все концерты транслировались на огромные видеомониторы, а также через интернет. Во время концертов я сидел за спиной "звуковика" и видел, как на его ноутбуке концерт транслировался в кадре прямо в Facebook! Обещали также выложить в интернет полные версии концертов.
Программа платных концертов
В качестве "звезд" (или, как сейчас говорят, хедлайнеров) выступили шесть коллективов:
- Spyro Gyra (в программе стояло "Спайро Джайра", но согласно легенде, многократно повсюду изложенной лидером группы, все-таки правильный перевод – "Спиро Гира" – по названию водоросли из школьного учебника биологии, записанному с ошибками). Симпатичный классический джаз-рок, привет из 70-х;
- Bill Evans “Soulgrass” (к знаменитому пианисту Биллу Эвансу отношения не имеющий). Яркий музыкант, со своим коллективом обряжающий традиционную американскую музыку начала 20 века (диксиленд, кантри и пр.) в современные мейнстримовские музыкальные "одежды";
- Jeff Lorber Fusion Superband – фьюжн (привет из 80-х), то есть микс на стыке джаза, рока и электронной музыки, вызвавший овации слушателей;
- John Scofield (лидер одноименной джазовой группы). Великолепный интеллектуальный и в то же время демократичный джаз;
- Wynton Marsalis & Igor Butman – два известных джазовых музыканта. Помимо исполнительской деятельности трубач Уинтон Марсалис также известен как популяризатор джаза, часто выступающий бесплатно на улицах и импровизированных площадках, я его несколько раз слушал в Нью-Йорке по воскресеньям. Саксофонист Игорь Бутман служит неким "окном" между Россией и США, постоянно привозя западных "звезд" в СНГ и играя вместе с ними.
Хотя все это я любил в молодости, мне действительно упали на душу лишь Рон Картер и Джон Скофилд. Скофилда знаю давно. Это тонкий вдумчивый музыкант, умеющий слушать тебя и других. Он играл со своей группой в первый день фестиваля. Это было классно и талантливо! И все же…
Охи и вздохи
Главным для меня явилось выступление трио Рона Картера (Ron Carter). Собственно, я знаю его записи уже 25 лет. Это лучший контрабасист мира, исполняющий все жанры – от джаза до Баха (у меня есть даже его запись "Хорошо темперированного клавира" Баха на контрабасе в его собственном переложении). Помимо активной концертной деятельности, он много записывается как в составе самых разных проектов, так и один, а также работает профессором консерватории и играет на многих инструментах.
На записях Картера можно безошибочно определить по уникальной манере исполнения линии басового аккомпанемента с "подъездом" (которой он, правда, на львовском концерте пользовался реже обычного): каждый звук начинается с короткого звука приблизительно (да-да, я не ошибся – именно приблизительно!) на полтона ниже или выше, с которого Картер, пользуясь тем, что грифа на контрабасе, как и на скрипке, нет, плавно и быстро скользит пальцами, переходя на более длинную "правильную" ноту. Получается, каждый звук – с "подъездом", с задумчивым мычащим "подвыванием", как будто Картер сначала "сфальшивил", не попав в нужный звук, и его на ходу "подтягивает" до нужного, как будто настраивая инструмент, но все равно часто остается как будто бы слегка фальшивым. В результате охи и вздохи Картера почти невозможно ни с кем перепутать.
Но это не только не все, но даже не главное. Как известно, подавляющее большинство всех джазовых композиций состоит из темы, сольных импровизаций музыкантов, исполняемых по очереди (и завершаемых короткими аплодисментами), и повтора темы в конце. Во время каждой импровизации свободные от соло музыканты создают фон для солиста: барабанщик стучит или ритмично шуршит, гитарист отбивает ритм гитарными аккордами, пианист тоже издает однообразные аккорды и т.д. Ну а тем временем солист вытворяет что хочет, и ему не нужно синхронизировать свои действия с другими музыкантами (не забывайте, что все это импровизация без нот). Достаточно, чтобы все музыканты группы в каждый момент придерживались одной гармонии. Так играют все джазовые коллективы вот уже скоро сто лет. Так проще, удобнее для музыкантов и понятнее слушателям.
Так вот: в пьесах Картера не так уж много "чистых" соло. По большей части солируют все одновременно! Каждый музыкант неоднократно успевает "вставить свои пять копеек" на протяжении каждых нескольких секунд. А для этого нужно постоянно слушать партнеров, чего не требуется в соло с одним солирующим инструментом. Лично я не знаю других лидеров групп, кроме Картера, обладающим искусством одновременной групповой импровизации, где все исполнители солируют одновременно, постоянно слушая друг друга и глядя друг на друга во время игры. Эта командная джазовая полифония просто упоительна! Прямо как хорошая команда в спорте или бизнесе.
Не удивительно, что Рон Картер на большинстве записей указан лидером группы. Уникальный случай: обычно лидерами групп становятся вокалисты, саксофонисты, пианисты, но не басисты и не барабанщики.
Шепоты и крики
Наконец, Картер и его коллеги играли тихо. Вспомнились слова известного питерского музыканта Геннадия Гольдштейна, рассказывавшего на разборках фестиваля в Питере, что когда играл Оскар Питерсон, то его рояля в восьми шагах не было слышно. Вообще-то я всю жизнь пользуюсь очень простым критерием, как безошибочно отличить плохую музыку: она всегда исполняется очень громко, оглушительно, как в наших ресторанах, чтобы за децибеллами скрыть убожество. (Аналогично, плохие повара обильно посыпают блюда солью и перцем). Так что берите критерий "убожество оглушительно" на вооружение, господа! Он безошибочно работает для всех музыкальных жанров.
Так вот: Картер сотоварищи играли совсем тихо, буквально нашептывая. Инструменты (контрабас, соло-гитара и рояль) шуршали и вообще издавали всякие необычные звуки и завывания, вместе с их хозяевами общаясь друг с другом. Играли так тихо, что при мертвой тишине зала слушателям мешали раскаты смеха гуляющих в парке. Было наслаждением следить за общением этих трех чернокожих мэтров. Жаль, что часовое отделение прошло слишком быстро.
Тем громче потом были раскаты аплодисментов и крики "Браво!". После концерта у сцены столпились поклонники с компакт-дисками и старыми виниловыми пластинками с просьбами об автографе. У меня тоже еще с молодости есть такая пластинка (выпущенный в СССР альбом "Третье крыло"), но мне не пришло в голову ее везти во Львов. О чем, правда, не сожалею, ибо автографы не коллекционирую.
Вот концертная запись (правда,с другого мероприятия): Рон Картер. Третье крыло . Или эта. Впрочем, уже появилось несколько коротких фестивальных репортажей на Youtube, да и в Facebook ссылки на фото. Полные же версии концертов пока нигде не нашел, включая официальный сайт мероприятия. Надеюсь, выложат после обработки.
Спасибо Альфа-банку, пригласившему меня и нескольких других белорусских бизнесменов с семьями на фестиваль и обеспечившему всех билетами на концерты и общением. В следующем году, если уровень приглашенных не упадет, снова поеду. Если меня прочтут организаторы фестиваля, заказываю Чика Кориа и Пако де Лусиа – по крайней мере первый из музыкантов должен соответствовать вкусу вдохновителя фестиваля. Вот бы приехали Мартин Тейлор, Гонсалес Рубалкаба, Авишай Коэн! Если Дон Черри еще выступает – то и он. А если на закуску приедет Карлос Сантана – любители сразу нескольких музыкальных жанров, включая, конечно, джазовый, просто умрут от счастья.
Прокомментировать этот пост >>>
***
Юрий Зиссер - белорусский интернетчик. Директор и владелец УП "Надежные программы" (бренды TUT.BY, Hoster.by ).