Гвоздь программы

Источник материала:  

Гвоздь программы

Гвоздь программыПодготовка к юбилейному, XX «Славянскому базару в Витебске» идет полным ходом. Площадь 1000–летия приобрела европейский лоск и несвойственную ей прежде масштабность. Наконец, привели в порядок одну из центральных улиц города — Замковую. Отремонтировали концертный зал «Витебск» (он станет основной площадкой для участников детского песенного конкурса). Вот уже два десятка лет «дирижирует» этим процессом Родион Басс. Директор дирекции международного фестиваля, руководитель центра культуры «Витебск» — личность почти легендарная. Вырвать из «предбазарной» суеты человека, который отвечает на форуме за каждую мелочь, оказалось непросто. И все же сегодня у наших читателей есть возможность узнать о предстоящем фесте, что называется, из первых уст.


— Родион Михайлович, вы учились на биолого–химическом факультете пединститута. Неужели полученное образование в жизни так и не пригодилось?


— Найти себя помог именно вуз. Я всегда был легок на подъем, любознателен. Уже на первом курсе играл в студенческом театре, участвовал в КВН, работал в стройотрядах — через некоторое время учеба отошла на второй план: я уже начал проявлять свои организаторские способности. После того как получил диплом, судьба забросила в Центр культуры «Витебск», который три десятка лет и возглавляю.


— Некоторые, знаю, сетуют: мол, на «Славянском базаре» каждый год выступают одни и те же артисты. Что можете на это ответить?


— Увы, не каждый год рождаются настоящие звезды. Большинство тех, кто пытается пробиться на большую эстраду, — однодневки. Сегодня их хит крутят все радиостанции и телеканалы, а завтра никто и не вспомнит, что был такой певец. Я не хочу, чтобы оценку работе фестиваля давали его организаторы или журналисты. Решать должен зритель. А 98 процентов всех билетов на сольные концерты приглашенных в этом году артистов уже раскуплены — вот главный показатель.


— Иногда вас упрекают, что главные звезды на «Славянском базаре» — сплошь российские...


— Да, некоторые выражают свое недовольство по этому поводу. Тогда я протягиваю лист бумаги, ручку и прошу написать, кто из наших белорусских исполнителей может собрать полный Летний амфитеатр. На этом, как правило, дискуссия заканчивается.


— Но есть же еще и популярные зарубежные звезды.


— Пригласить их на фестиваль стоит больших денег, но проблема даже не в этом. Избалованные вниманием публики артисты считают, что все внимание должно быть уделено именно им! Знаю, в Риге на «Новой волне» звезда мировой величины устроила скандал, потому что ее не устроил цвет ершика для унитаза. К тому же исполнителей, которые были бы интересны нашей публике, не так уж много. И у тех, как правило, своя сцена, свой обслуживающий персонал, оборудование. Для выступления они требуют огромную площадку — даже многотысячный амфитеатр им мал. Поэтому приходится выбирать: или сольный концерт известной группы, или все–таки фестиваль.


— Слышал, как один из артистов как–то жаловался на усиленные меры безопасности на фестивале...


— Много лет назад произошел неприятный инцидент. Лихач на авто въехал в толпу людей. Только чудом никто не погиб. Это происшествие затмило сам фестиваль. Сотрудники милиции сегодня делают все, чтобы гости «Славянского базара» чувствовали себя в безопасности. В прошлом году, к примеру, на служебном входе в амфитеатр дежурили минские спецназовцы. Меня попросили пройти через металлодетектор и показать, что в портфеле. Думаете, меня это обидело? Отнюдь! Артисты и журналисты, видевшие эту картину, со смеху попадали. Достали фотоаппараты, телекамеры. Сотрудники милиции не поняли, почему все хохочут. И решили проверить меня еще более тщательно. Я тоже отнесся ко всему с юмором. Еще и подчеркнул, что это говорит о демократичности нашего фестиваля. Здесь все равны — и артисты, и зритель, и даже генеральный директор.


— Курс доллара вырос, а билеты не подорожали. В интернете уже пустили слух, что в этом году «Славянского базара» не будет.


— Буквально на днях решился вопрос с коррекцией фестивальной сметы. И сегодня я уверенно могу заявить: фестиваль будет. Причем именно в том виде, в котором он был заявлен в программе. И это заслуга государства. Без господдержки и патроната Президента о фестивале давно можно было забыть.


— Чем, на ваш взгляд, отличается витебский фестиваль от всех других, и чем вы как его руководитель гордитесь больше всего?


— За 20 лет ни у кого пока не было претензий к объективности жюри конкурса молодых исполнителей «Витебск». Даже слухов нет, что Гран–при или призовое место можно купить. Знаете, почему ни один букмекер не принимает ставки на «Славянский базар»? Любая подтасовка исключена. Судьи выставляют оценки сразу, а не через неделю. И зрители могут выразить свое недовольство, если не согласны с чьим–то мнением.


На мой взгляд, на сегодняшний день Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» — самый крутой, продвинутый, известный и телевизионно востребованный проект в нашей стране. Он собирает под своим крылом сотни продюсеров, композиторов, музыкантов. И сцена амфитеатра — единственная площадка, которая позволяет так широко засветиться нашим молодым талантам.


— Родион Михайлович, а сами на фестивальных концертах бываете?


— И да, и нет. Я не могу позволить себе во время «Славянского базара» сесть и насладиться двух–, трехчасовым выступлением. Максимум 20 минут спокойствия, а потом начинаются многочисленные звонки. На каждый день у меня составлен план. Стараюсь хотя бы на несколько минут заглянуть на каждое мероприятие: оценить работу коллектива сидя в кабинете не получится. Когда начинается фестиваль — у меня второе дыхание открывается. Могу и в 5 часов утра лечь спать, но к 9 уже быть на работе. Зато после церемонии закрытия просто падаю от усталости.


— Какую музыку слушаете?


— Джаз. В СССР джазовые фестивали проводились только в Ярославле, Санкт–Петербурге и Витебске. Эта музыка тогда была запретным плодом, отчасти поэтому она меня и моих сверстников так привлекала. Каждый джазовый концерт проходил в теплой, дружеской, творческой атмосфере. Эти шикарные вечера я вспоминаю до сих пор.


— А что еще вам интересно?


— Люблю театр. Каждый раз, когда приезжаю в Москву или Санкт–Петербург, обязательно иду на спектакль. Здесь я подзаряжаю, если можно так сказать, свои батарейки. Месяц назад был в Большом театре на «Летучей мыши» — масса приятных впечатлений и удовольствия. Пусть постановка была на немецком языке, но само действие зачаровывало. Спектакль очень необычный, креативный, интересный. Всем советую посмотреть.


— Как проводите отпуск?


— Еду туда, где можно продлить лето. Но и там телефон не смолкает. Черт бы побрал эти мобильники! По–настоящему расслабиться могу только на свежем воздухе. Охота, рыбалка, грибы — не для меня. А вот выехать за город, приготовить шашлык или уху люблю. Только редко это сделать удается.


— Часто ли бываете в других странах?


— Посещаю каждый год около десятка фестивалей — в качестве почетного гостя или члена жюри. И, хочу отметить, что даже в Европе «Славянский базар» очень высоко котируется. А некоторые организаторы и вовсе копируют наше Положение о фестивале, берут на вооружение и систему проведения и организации концертов. Но это у меня вызывает лишь гордость.


— Вашему домашнему фотоархиву, наверное, позавидует любой человек?


— Недавно был в гостях у своего коллеги. Он со всеми звездами и даже журналистами фотографировался. Чтобы просмотреть все его альбомы, нужно, наверное, сутки потратить. Я целью сделать богатый фотоальбом не задавался.


— Что помогает поддерживать силы?


— Результат трудов всей нашей сплоченной команды.


— С каким девизом идете по жизни?


— Главное для меня — не стать подлецом. Никогда не был человеком, шагающим по чужим головам. Я из простой семьи и всего привык добиваться самостоятельно. Но до сих пор боюсь стать надменным, тщеславным или алчным. Во всех ситуациях нужно оставаться человеком. Поэтому сегодня я всем открыто смотрю в глаза.

 

Фото из лиxного архива Родиона Басса.

Автор публикации: Николай БЕГУНОВ

←Трэцяя перамога

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика