The Stokes: белорусским музыкантам нечего терять
Белорусская рок-группа The Stokes вот уже пять лет, как работает в России, но и про родину не забывает. Naviny.by пообщались с лидером The Stokes Алексеем «Стоксом» Смоляковым о жизни между Минском и Москвой, об экспериментах и компромиссах в творчестве, а также о том, почему белорусские музыканты работают без оглядки на «формат».
— Вот уже пять лет как группа переехала работать в Москву. Расскажите, что за это время изменилось в Вашем творчестве?
— К сожалению, мы всё больше ощущаем разницу между тем, как видим музыку мы и как ее ощущают на родине. Что касается изменений в нашем творчестве — оно стало смелее и конкретней. Нам не нужно оглядываться, бояться и перестраховываться. Хотя думаю, в этом нет ничего удивительного — это диктует город, в котором мы находимся.
— На Ваш взгляд, музыканту в Москве пробиться тяжелее, чем в Беларуси, или же, наоборот, возможностей куда больше?
— Пробиться значительно тяжелее. Но, быть может, и приз больше…
— В одном из интервью Вы признались, что только недавно у группы начались ротации на радио в России. С чем это связано?
— На данный момент «недавно» — это уже год. А связано это с очень большой конкуренцией на рынке и с очень небольшим количеством радиостанций, вещающих рок-музыку.
— В качестве примера Вашего успеха в России многие приводят дуэт с Ильей Чертом, да и песня «По плану» попала в сборник из 13 лучших песен 2010 по версии программы «Чартова дюжина». Согласны ли с таким мнением?
— Частично. Это был наш первый опыт плотного сотрудничества с крупнейшей рок-радиостанцией России. И он оказался достаточно успешным. Но это всего лишь маленький шаг в очень долгом и длинном пути…
— Что для Вас вообще успех?
— Внутренняя гармония и, наверное, востребованность. Надеюсь, что о самом успешном эпизоде говорить пока рано.
— Вы как-то сказали, что в Москве очень много белорусских музыкантов и они котируются. Кто эти музыканты, и чем они цепляют слушателей?
— Здесь, в Москве, удивляются тому, насколько музыка наших музыкантов разнообразна. Есть мнение, что это связано с отсутствием рынка и конъюнктуры — мол, каждый в подполье играет то, что хочет и не смотрит на радиоформаты, предпочтения лейблов и продюсеров. Отчасти в этом есть доля истины. Похоже, нашим музыкантам действительно нечего терять, и они руководствуются исключительно внутренними и личными предпочтениями и вкусами. Конкретно музыкантов назвать не могу, просто слышал отзывы о земляках, которые играют в различных коллективах и записываются на разных студиях. И отзывы исключительно положительные.
— Диск «Ne Zameрзай» Вы писали на студии Poliphone, которую возглавляет бас-гитарист группы «Машина времени» Александр Кутиков, ставший саундпродюсером альбома. Чем Вам помогла работа с Кутиковым?
— Прежде всего, высоким уровнем культуры общения. Александр Викторович — человек с большим опытом работы в студии. Мы многому научились во время совместной работы над альбомом. Но самое главное, что он дал нам возможность записать все так, как мы хотели, и поддерживал всякую инициативу с нашей стороны. Низкий поклон ему от всех нас.
— На что в творчестве никогда не согласитесь?
— У нас есть определенные принципы, через которые мы не сможем переступить, даже если будет предложена очень большая цена. В противном случае то, чем мы занимаемся, потеряет смысл. Я о банальном — обмане, лицемерии, неискренности…
— Недавно Вы представили песню «Между небом и водой», в записи которой был использован японский инструмент кото. Почему был выбран именно кото?
— Это совпадения, знаки, к которым мы прислушиваемся. Во-первых, сам текст песни очень напоминает японские танки. Это такая форма стихосложения, которая состоит из пяти строчек — на первый взгляд очень простых, но несущих в себе глубокий смысл. Во-вторых, в это же время мы посетили концерт японской музыки, где и был очень ярко представлен инструмент кото. Это нас очень впечатлило, потому мы познакомились с мастером кото, Натальей Клобуковой, узнали об истории этого удивительного инструмента, насчитывающего более 16 веков — вот и осенило. И кажется, получилось очень гармонично.
— Не планируете ли аналогичных экспериментов с добавлением в некоторые композиции непривычного звучания?
— Мы не экспериментируем ради экспериментов. Это происходит, если того требует произведение, для более точного выражения мыслей, настроения, ощущений. Стилистически мы никогда не ограничивали себя и не пытались следовать какой-то моде или соответствовать штампам.
— После недавнего издания мини-альбома «V» Вы собирались снимать клип…
— Сейчас идут обсуждения и споры о сюжете, идее, смысле, возможностях. Скорее всего, будем снимать на песню «Убей меня нежно». Хотя возможны изменения.
— Есть ли в планах выпуск полноформатного альбома?
— Сингл и выпускался для того, чтобы обозначить вектор будущего альбома. Выпуск запланирован на осень. Думаем, что в него войдут три песни с сингла, две из очень далекого прошлого (достанем из архивов, уж очень много неизданного там лежит), будут полностью перезаписаны и несколько совсем новых песен.
— Часто ли Вашу группу путаются с американскими инди-рокерами The Strokes?
— Путаница случается, хотя и не часто. Скорее это возможность подшутить. А у нас не поворачивается язык сказать, что наша группа появилась несколько раньше.
— Как часто Вы бываете в Беларуси?
— Учитывая, что моя семья находится в Беларуси, я бываю достаточно часто — пару раз в месяц. Что касается выступлений в Беларуси, то мы всегда будем рады сыграть на родине и ждем предложений от организаторов.
— В курсе ли Вы происходящего на белорусской сцене?
— Мы, конечно, следим за всем, что происходит в музыке. Различного рода ограничения влияют на музыку не лучшим образом. И я снимаю шляпу перед всеми, кто находит в себе силы и вдохновение заниматься музыкой и вообще искусством в таких условиях. Надеюсь, что люди, зрители, публика действительно будут ценить это.
— У нас сейчас не самые легкие времена для артистов: то черные списки составляют, запрещая некоторым выступать, то концерты отменяются чисто по финансовым причинам. Что бы вы посоветовали белорусским артистам и меломанам в данной ситуации?
— Мы желаем нашим коллегам терпения. Все это ненадолго, а желание творить не зависит от каких-то обстоятельств или чьей-то глупости. А самое главное пожелание — чтобы публика поддерживала своих музыкантов, а они отвечали взаимностью, чтобы была необходимость и желание творить, развиваться, интересоваться, общаться. Остальное — временно.
Ольга ПРУДНИКОВА