Партия главного – Виктор Плоскина. Музыка – это религия
07.06.2011 16:58
—
Новости Культуры
Партия главного – Виктор Плоскина. Музыка – это религия
Дирижерская профессия – одна из главных, если не главнейшая в музыкальном исполнительстве. Это знают все. Именно от дирижера зависит художественная трактовка произведения, ритмическая, ансамблевая точность и звучание оркестра в целом. Дирижер должен обладать и административным талантом, который включает в себя умение грамотно построить репетиции и ставить перед музыкантами понятные им задачи, умение наладить контакт с музыкантами.
Дирижер Кирилл Кондрашин был уверен, что "дирижер всем своим обликом, подобно педагогу в учебном заведении, влияет на интеллект оркестрантов". Во время спектакля воля, талант дирижера подчиняют себе музыкантов оркестра и всех артистов на сцене. Главный дирижер театра заслуженный артист Украины Виктор Плоскина рассказал "Партеру" о собственных рецептах достижения творчеких и умении идти на компромисс.
Я очень люблю видеть в оркестре светлые лица. Искусство вообще существует для светлых людей. Но, к сожалению, в профессиональных коллективах, которые долго работают, такие лица встречаешь очень редко. Представьте себе, выпускник консерватории приходит в театр, ему сначала все нравится, а потом он сталкивается с реальностью – однообразием репертуара, неинтересными ему постановками… Для музыканта начинается конвейер, фабрика. И он только ждет окончания работы, делая в жизни своеобразные купюры. Он выйдет из театра и опять будет веселым человеком. А здесь становится совершенно другим, "надевая" на себя бронежилет. Чтобы эти бронежилеты "снять", нужно приложить колоссальные усилия, нужно обладать невероятным внутренним горением. Если вы спросите, получается ли это у меня, я отвечу: не всегда, чаще не получается, чем получается. Вот поэтому я сторонник принятой в крупнейших театрах мира системы stagione, когда в течение месяца показывается всего несколько названий.
Рецепт хорошего спектакля можно сравнить с рецептом хорошего блюда, для приготовления которого нужна чистая кухня и качественные ингредиенты. И еще желательно – талант повара. Чтобы приготовить хороший спектакль, мне нужно две недели. Сначала необходимо провести корректурные репетиции с оркестром. И желательно, чтобы ноты у музыкантов были чистые, без пометок. Еще неделю нужны репетиции с вокалистами – "сидячие", оркестровые, мизансценные с режиссером. А потом спектакль можно показывать зрителям, и, может, не на первый, но на пятый-шестой раз мы получим замечательный спектакль. Если спектакль пользуется успехом, его через полгода или год возобновляют, опять по этому сценарию. Но все же музыкальный театр – это не совсем кулинария. Сложность в том, что результат постановки предугадать очень сложно, потому что это искусство, и его результат нельзя запланировать.
Я искренне убежден в том, что главный дирижер не может быть просто назначен. Для развития личности главного дирижера нужно время. Очевидно, что не каждый даже со временем может стать главным. Но даже очень талантливый дирижер, который имеет необходимую творческую энергию, не может сразу быть главным дирижером, особенно если находится не в том театре, где вырос как музыкант. Я четыре года в Минске и только сейчас начал многое понимать в плане взаимоотношений с коллективом. Мне нужно было время, чтобы полюбить этих людей, ощутить их своими родными людьми, ведь семейное чувство обязательно должно быть в театре. Важно, чтобы музыканты не чувствовали от тебя агрессии, а она возникает из-за неуверенности в себе.
Должность главного дирижера налагает колоссальную ответственность. Образно говоря, ты попадаешь в поезд, который пожизненно везет людей, а ты должен не просто с ними ехать, а быть локомотивом. Своей самой большой победой я считаю то, что я научился слушать людей, учусь относиться к ним бережно и с пониманием. Прежде я этого не умел и сделал очень много ошибок. Вроде как говорил правильные вещи, но к ним не прислушивались – не мог найти ключ к людям. Точно так же раньше меня угнетал хруст фантиков и кульков за спиной во время спектакля. А потом я понял, что от меня это зависит – отвлечь людей от кулька. Миллион процентов зависит от дирижера. Он должен обладать колоссальной внутренней энергией, чтобы зажечь огонь в людях. Он должен иметь интуицию, связь с высшим миром, потому что музыка – это религия.
Я бы рекомендовал нашим читателям ходить в театр чаще, независимо от того, новый спектакль или старый. Запись – ерунда. Даже самую лучшую запись нельзя сравнить с живым спектаклем. В зале совершенно другой звук, другой баланс и неповторимое сочетание творческих индивидуальностей во главе с дирижером, который знает, что именно должна сказать слушателям музыка сегодня, сейчас.
Прокомментировать этот пост >>>
Дирижер Кирилл Кондрашин был уверен, что "дирижер всем своим обликом, подобно педагогу в учебном заведении, влияет на интеллект оркестрантов". Во время спектакля воля, талант дирижера подчиняют себе музыкантов оркестра и всех артистов на сцене. Главный дирижер театра заслуженный артист Украины Виктор Плоскина рассказал "Партеру" о собственных рецептах достижения творчеких и умении идти на компромисс.
Я очень люблю видеть в оркестре светлые лица. Искусство вообще существует для светлых людей. Но, к сожалению, в профессиональных коллективах, которые долго работают, такие лица встречаешь очень редко. Представьте себе, выпускник консерватории приходит в театр, ему сначала все нравится, а потом он сталкивается с реальностью – однообразием репертуара, неинтересными ему постановками… Для музыканта начинается конвейер, фабрика. И он только ждет окончания работы, делая в жизни своеобразные купюры. Он выйдет из театра и опять будет веселым человеком. А здесь становится совершенно другим, "надевая" на себя бронежилет. Чтобы эти бронежилеты "снять", нужно приложить колоссальные усилия, нужно обладать невероятным внутренним горением. Если вы спросите, получается ли это у меня, я отвечу: не всегда, чаще не получается, чем получается. Вот поэтому я сторонник принятой в крупнейших театрах мира системы stagione, когда в течение месяца показывается всего несколько названий.
Рецепт хорошего спектакля можно сравнить с рецептом хорошего блюда, для приготовления которого нужна чистая кухня и качественные ингредиенты. И еще желательно – талант повара. Чтобы приготовить хороший спектакль, мне нужно две недели. Сначала необходимо провести корректурные репетиции с оркестром. И желательно, чтобы ноты у музыкантов были чистые, без пометок. Еще неделю нужны репетиции с вокалистами – "сидячие", оркестровые, мизансценные с режиссером. А потом спектакль можно показывать зрителям, и, может, не на первый, но на пятый-шестой раз мы получим замечательный спектакль. Если спектакль пользуется успехом, его через полгода или год возобновляют, опять по этому сценарию. Но все же музыкальный театр – это не совсем кулинария. Сложность в том, что результат постановки предугадать очень сложно, потому что это искусство, и его результат нельзя запланировать.
Я искренне убежден в том, что главный дирижер не может быть просто назначен. Для развития личности главного дирижера нужно время. Очевидно, что не каждый даже со временем может стать главным. Но даже очень талантливый дирижер, который имеет необходимую творческую энергию, не может сразу быть главным дирижером, особенно если находится не в том театре, где вырос как музыкант. Я четыре года в Минске и только сейчас начал многое понимать в плане взаимоотношений с коллективом. Мне нужно было время, чтобы полюбить этих людей, ощутить их своими родными людьми, ведь семейное чувство обязательно должно быть в театре. Важно, чтобы музыканты не чувствовали от тебя агрессии, а она возникает из-за неуверенности в себе.
Должность главного дирижера налагает колоссальную ответственность. Образно говоря, ты попадаешь в поезд, который пожизненно везет людей, а ты должен не просто с ними ехать, а быть локомотивом. Своей самой большой победой я считаю то, что я научился слушать людей, учусь относиться к ним бережно и с пониманием. Прежде я этого не умел и сделал очень много ошибок. Вроде как говорил правильные вещи, но к ним не прислушивались – не мог найти ключ к людям. Точно так же раньше меня угнетал хруст фантиков и кульков за спиной во время спектакля. А потом я понял, что от меня это зависит – отвлечь людей от кулька. Миллион процентов зависит от дирижера. Он должен обладать колоссальной внутренней энергией, чтобы зажечь огонь в людях. Он должен иметь интуицию, связь с высшим миром, потому что музыка – это религия.
Я бы рекомендовал нашим читателям ходить в театр чаще, независимо от того, новый спектакль или старый. Запись – ерунда. Даже самую лучшую запись нельзя сравнить с живым спектаклем. В зале совершенно другой звук, другой баланс и неповторимое сочетание творческих индивидуальностей во главе с дирижером, который знает, что именно должна сказать слушателям музыка сегодня, сейчас.
Прокомментировать этот пост >>>