Цирк, да и только!
Жонглеры, эквилибристы, гимнасты, канатоходцы, разве что дрессировщиков нет в Мозырской студии циркового искусства “Арена”.
Такой педагогический феномен не то что для Мозыря, для страны в целом уникален. Здесь всегда готовы поспорить с законами всемирного тяготения и продемонстрировать ловкость рук. С воспитанниками студии знакомилась корреспондент “НГ”.
Без пяти минут слава
Одиннадцатилетний Никита сейчас не может тренироваться — сломана нога. Травму юный воздушный гимнаст получил отнюдь не во время подготовки нового трюка, а в минуту своей славы. Сидя в зрительном зале, мальчик наблюдает за приятелями и подсчитывает дни до своего выздоровления. Никита Нагорнов — маленький герой. Так же, как и его друг Стас Плотников. Недавно эти мозырские ребята покорили жюри телевизионного шоу “Минута славы” в Москве. — Я не представляю даже, скольких участников мы обошли. Наверное, миллион, — вспоминает триумф Никита. — Мы очень хотели победить. Никакого страха не было. Было больно только поначалу висеть на ремнях, когда мы начинали тренировки. Высота — около 20 метров. Но мы справились. Маша Шукшина даже сказала, что мы похожи на ее детей. А ногу я так сломал, что даже не заметил. Пошел в школу, думал, пройдет, но когда возвращался домой, еле тащил уже. Кто бы мог подумать, что такая серьезная травма...Попасть на всенародно любимое шоу в Москву было не так-то просто. Руководители студии “Арена” — известные артисты цирка супруги Кузнецовы не раз пытались пройти кастинг, но постоянно что-то мешало. Однажды на отборе им запретили показывать номер — не хватило высоты, чтобы сделать подвеску. Провалилась и попытка отправить видеозапись с лучшими трюками — не открывался файл. Звезды сошлись на конкурсе в Красноярске, где дети из “Арены” взяли первый приз. Именно там мозырским циркачам встретилась представительница шоу “Минута славы”. Увидев, на что способны ребята, она безоговорочно записала их в проект. Кастинг, полуфинал, финал, суперфинал — Никита и Стас щелкали туры, как орешки. В итоге — первая премия.— Мы всегда смотрели эту передачу и злились, — рассказывает Борис Кузнецов. — Там порой такие трюки показывают, которые никакой ценности не представляют. Нас это всегда задевало. Вы думаете, что там люди из народа?! Ничего подобного! Шоу есть шоу. Мы соревновались с ребятами из канадского цирка. Если на сцену выходит дрессировщик медведя и говорит, что по профессии он сварщик, не верьте.
Устал — отдохни
Студия циркового искусства “Арена” была создана Кузнецовыми пять лет назад. Когда супруги вышли на пенсию, перед ними встал вопрос: что делать дальше? Поступали предложения уехать в Германию, Польшу, Норвегию, однако они решили остаться в Беларуси и создать собственную школу, куда бы мог прийти любой ребенок. Кстати, в “Арену” на самом деле принимают всех желающих. Другое дело, что некоторые не выдерживают тяжелых нагрузок, и буквально через неделю желание стать звездой пропадает.— Иногда приходят родители: возьмите моего ребенка, такой талантливый, по стенам бегает, — говорит Борис Кузнецов. — Я предупреждаю, что здесь в шахматы не играют и гербарий не собирают. Показываю, чем занимаются воспитанники. Никому не отказываем. Даем срок — месяц. Через пару дней смотрим — след простыл. У нас такая специфика работы, что мы можем голос повысить на ребенка, гладить по головке и хвалить никто здесь не будет. Благодарность и хвала должны идти от зрителей. Здесь труд доходит до синяков, до переломов. Никто никого не держит. Устал — отдохни. И лезь дальше. К нам приходят ребята из Мозыря, из района. Когда мы даем представление, зрители в недоумении: неужели это местная труппа! На самом деле далеко не все в городе знают о нашей студии.Здесь ждут всех, кому уже исполнилось четыре года. Чем раньше начнешь — тем лучше. Однако у этого правила есть много исключений. Сестры Алеся и Аня уже студентки. В “Арену” пришли шесть лет назад. Попали, можно сказать, по объявлению.— Я не представляла, что такое цирк, чем там занимаются. Больше на танцы любила ходить, — вспоминает Алеся. — На оргсобрании нам предложили испробовать нехитрый реквизит. Я помню, как висела на трапеции. Конечно, поначалу ничего не получалось. Падала, в синяках ходила. Потом освоила практически все жанры. Обручи, ролики, воздушная гимнастика, жонглирование... Самое главное, что, еще учась в школе, я получила специальность артистки цирка.По словам Кузнецовых, Алеся и Аня просто покоя им не дают. Постоянно требуют новых нагрузок и заданий. Впрочем, как и многие воспитанники. Марину и Бориса они называют папа и мама, а на лето и вовсе просят открыть лагерь для репетиций. Матрацы, микроволновка, чайник имеются, так что можно здесь и дневать и ночевать, шутят артисты.
С миру по нитке
В комнате тренеров глаза разбегаются — сплошные грамоты, дипломы, кубки. Есть международные награды, и даже благодарности самого Президента. Весь инвентарь Кузнецовы и их воспитанники покупают сами. Реквизит не сыщешь в Беларуси — приходится заказывать за границей. Только одна булава стоит около 25 евро. Не говоря уже о других, более дорогостоящих и необходимых вещах.— Руководство наше далеко от цирка, — признается Марина Кузнецова. — Думают, что мы тут в игрушки играем. Поддержки никакой. Несмотря на все наши награды, победы на международных соревнованиях. А средства нужны, причем немалые.В результате ребятам приходится самим зарабатывать на инвентарь и костюмы. Труппа дает платные представления, ездит по области и другим белорусским городам. Программа составлена таким образом, что артисты могут выступать и во Дворце Республики, и в небольшом деревенском ДК. Помещение никакого значения не имеет, главное — аплодисменты и восторженные крики “Браво!”, в которых недостатка уж точно никогда не будет.