Доступ к делу
Доступ к делу
О кинофестивалях |
Сегодня каждый может почувствовать себя режиссером. Снять ролик или целый фильм. Выложить его в интернет, отвезти на кинофорум и прославиться. Благо фестивалей, которые пытаются систематизировать поток любительского кино, на самом деле больше, чем самого качественного кино.
Минск не отстает. Недавно у нас прошел V открытый фестиваль студенческого кино и видео «Киногрань». Он не попал под такое обилие фото– и видеокамер, как Каннский. Репортажами и сплетнями о нем не пестрели новостные ленты. Но не из таких ли проектов позже вырастает национальный кинематограф? По крайней мере, должен вырастать. Что было бы с «Оскаром», если бы не подстегивали его время от времени свободный дух и энергия независимых фестов типа «Сандэнс», организованного Робертом Редфордом? Да и у нас киномероприятий хватает. Уже в третий раз прошел амбициозный форум альтернативного видео «КиноVarkа», появился фестиваль мобильного кино SmartFilm. Подобные проекты — свидетельство того, что киноиндустрия ждет новых идей именно от любителей. Благодаря им, возможно, через пару лет мы не только откроем свой павильон в Каннах, но, глядишь, сможем поучаствовать в одной из программ престижного фестиваля.
Уже не первый год наши кинокритики пытаются найти зерно таланта именно в любительских лентах. Но... Здесь задаюсь, быть может, неожиданным вопросом: а не избалованы ли вниманием начинающие кинематографисты? Если учесть, что свое кино они чаще снимают на ходу. Не утруждаясь усложнять творческий процесс размышлениями о структуре повествования, его целостности. Или, наоборот, о некой принципиальной новизне. Получается в своем большинстве продукт исключительно для внутреннего потребления. Вряд ли он способен выдержать конкуренцию на мировом рынке. Так какое кино нам следует «варить», чтобы встроиться в международный кинопроцесс? Есть ли вообще шанс?
Конечно, хорошо, что у режиссеров–любителей столько возможностей заявить о себе. Если посмотреть на биографии многих известных киновундеркиндов, допустим, Франсуа Озона или Стивена Содерберга, видно, что уже с юных лет они резвились с кинокамерой, увлекая в свои съемки домочадцев. И только потом становились признанными мастерами. Но наши начинающие так почему–то и не вырастают из своих детских штанишек, кочуют с фестиваля на фестиваль в качестве широко известных в узких кругах мастеров альтернативы. А хотелось бы не только эксперимента и поиска, но и мейнстрима, отвечающего самым широким зрительским запросам.
Какое звездное имя открыли «Киногрань» или «КиноVarkа» за годы своего существования? Кто из лауреатов фестивалей смог заинтересовать серьезных независимых продюсеров или государственные студии и получил бюджет на воплощение своего замысла? Вопросы без ответа.
Конечно, глупо требовать от вчерашнего студента полотен. Но ведь даже и попыток нет отойти от рядового бытописательства. Нынешняя «Киногрань» представила широкую жанровую палитру студенческого кино и видео: от документальных расследований и социальных роликов до постановочных художественных трехминуток об одиночестве в большом городе. И стало очевидно: молодое независимое кино, как документальное, так и художественное, ко всему прочему еще и наследует все болячки кино взрослого — невыразительность мысли, штампы пропагандистского плаката, ходульные приемы, имитирующие документальную хронику. Можно было бы считать плюсом разнообразие тем. Но, на мой взгляд, увы, оно свидетельствует только о том, что ничто по–настоящему молодых кинематографистов не волнует. Хотите — о проблеме усыновления снимем или феномене Распутина, или о том, как неправильно запаркованные машины препятствуют вывозу мусора в городских дворах. В представлении юных Феллини все это — единые грани кристалла жизни. Но, к сожалению, ни одна из рассказанных историй не захватывает.
Характерная деталь: во многих случаях начинающие режиссеры в главной роли снимают самих себя. Может, когда они прорвутся через собственное отражение к реальности, тогда их продукт станет интересным не только для них самих?
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ