«Дударский фест» – здесь и сейчас!
Таким запомнился концерт шведской группы «Hedningarna» (что в переводе и означает «Язычники»). Он состоялся в пятницу 13 мая (и наверняка же неслучайно была выбрана такая дата!) в столичном Дворце ветеранов в рамках юбилейного, десятого по счету, «Дударского феста».
– К сожалению, скандинавская музыка в Беларуси еще не очень известна, но она родственна нашей исконно белорусской. Это мужские, волевые, эмоциональные мелодии. Тот, кто имеет уши, это обязательно воспримет, – предваряя выступление шведов, сказал один из основателей «Дударского феста», известный мастер-изготовитель старинных инструментов и музыкант Тодар Кашкуревич.
И зал воспринял. Люди вскакивали с мест и выходили танцевать в проходы между креслами. Просто слушать музыку и не начать помимо воли хотя бы отбивать ногой такт было невозможно. В композициях действительно слышалось что-то знакомое, но в то же время новое, неизведанное, удивительное. Странная музыка, сочетающая рок и фольк, современные технологии и старинные инструменты, цепляла то проникновенными и пронзительными переливами скрипки, то открытым огненным вихрем барабанов и волынок.
– Для нас это был великолепный концерт. Момент, который мы прочувствовали как «здесь и сейчас». Мы не работали, мы жили на сцене, – позже признался в интервью журналисту «Ежедневника» Холлбус Тотте Маттссон, один из основателей «Hedningarna».
Шведские музыканты отметили, что им очень нравится бывать на концертах в Португалии и Испании. Чудесная публика в Польше и в Эстонии. А теперь появилось еще одно любимое место – это Минск.
Группа «Hedningarna» существует с 1988 года. Ее направление можно определить как фольк-рок. Традиционно в репертуаре – финский и шведский фольклор, но новый альбом, который сейчас как раз готовится и несколько мелодий из которого были презентованы на концерте в Минске, обещает порадовать поклонников необычными и смелыми экспериментами.
– Будет много лирических и сатирических песен. В некоторых из них прозвучат даже современные политические мотивы, например, что Ливия говорит про Каддафи, – приоткрывает карты музыкант «Hedningarna» Сомуэль Андерссон. – А вообще мы выбираем композиции по принципу «должно понравиться каждому участнику банды». Если хоть одному из нас песня не ложится на душу, мы ее никогда не будем играть. Наверное, поэтому наши выступления всегда так наполнены жизнью и драйвом. Мы любим то, что мы делаем.
О волчьих ямах, Лжедмитрии I и дружбе народов
В этом году «Дударский фест» стартовал 12 мая с выступления белорусских групп «Essa», «Стары Ольса», «Litvintroll» и завершился 15 мая большим концертом в клубе «Реактор».
Одной из «фишек» фестиваля стала научная конференция «Сохранение дударской традиции в Восточной Европе». Причем, форум плавно перетек в немецко-шведско-белорусский джем-сейшн. Журналисты и музыканты собрались на хуторе продюсера «Дударского феста» и лидера старейшей в Беларуси группы старинной музыки «Стары Ольса» Змитера Сосновского, чтобы обсудить, как развивалась волынка (по-белорусски дуда) на протяжении веков.
Давно устоялся стереотип, что этот инструмент – исконно шотландское изобретение. Но без дуды еще в дохристианскую эпоху у нас не обходился ни один праздник. Делали ее из шкуры козы, которую приносили в жертву на Коляды. После в этот день стали отмечать Рождество Христово, и языческая подоплека стерлась.
На конференции было озвучено несколько интересных и малоизвестных фактов из истории белорусской волынки. Например, в XIX веке был популярен анекдот про дударя, который угодил в волчью яму, где в это время уже сидел серый хищник. Перепуганный музыкант принялся играть, чем привел волка в такой ужас, что тот попытался выпрыгнуть из ямы и прыгал до тех пор, пока из деревни не подоспели люди.
Белорусская волынка вошла в историю и в связи с гибелью Лжедмитрия I. В старинных документах упоминается, что на тело мертвого самозванца один из бояр бросил польскую (в то время Беларусь входила в состав Польши) дуду со словами: «Мы тебя потешили, теперь ты нас потешь». А все дело в том, что власть Лжедмитрия I опиралась как раз на польские и литовские полки. То есть, дуда (на которой с удовольствием играли польские воины) стала в какой-то степени символом этой власти.
Наконец наступает время джем-сейшна. Музыканты импровизируют то вместе, то порознь. Голоса волынок наполняют воздух, вот к ним присоединяются барабан, гусли, скрипка, варган… Поначалу группы сидят по отдельности: здесь шведы, там немцы, тут белорусы. Позже образуются своеобразные смешанные коллективы: шведская вокалистка, два белорусских дударя, немецкий барабанщик.
Из разных мотивов сплетается удивительный пестрый, но гармоничный музыкальный узор.
– Нам очень приятно находиться здесь, – говорит Роман Шольц, участник немецкой группы «Fidelius», – это некоммерческая атмосфера, где люди играют не ради денег.
В Европе сейчас популярны коммерческие средневековые фестивали-ярмарки. Музыканты там служат всего лишь фоном, здесь же именно музыка в центре внимания.
Роман в восторге от творчества белорусской группы «Стары Ольса» и признается, что некоторые приемы немецкие исполнители с удовольствием заимствуют у белорусов, но и обратный процесс тоже идет. Кроме того, на репертуар группы «Fidelius» сильное влияние оказала культура сорбов (славянская этническая группа, живущая в Германии), язык которых чем-то напоминает белорусский.
– Мы любим выступать в Восточной Европе. У вас мы всегда находим благодарных слушателей. Однажды моя приятельница отправилась на работу в Вильнюс, и там ее ученик спросил, знает ли она группу «Fidelius». Когда она сказала, что мы приятели, он очень обрадовался. Оказалось, он три года покупает наши диски. Такое возможно только в Восточной Европе, – заключает с очаровательной улыбкой Роман Шольц.
Позже группа «Fidelius» очень душевно сыграла возле большого костра. И впрямь многие композиции можно было бы принять за белорусские народные песни, если бы не немецкий язык.
Часы летят незаметно, понемногу наползают сумерки. На фоне вечереющего неба резко выделяются силуэты двух дударей. Они стоят друг напротив друга и импровизируют, захваченные собственной мелодией. Я любуюсь этой простой картинкой и постепенно начинаю понимать Романа Шольца с его трепетной любовью к «некоммерческим фестивалям»…
Финальный аккорд
Последний день «Дударского феста» ознаменовали сразу два концерта: традиционное выступление на открытой сцене в комплексе «Дудутки» (днем) и представление в клубе «Реактор» (вечером), где слушателей наряду с белорусскими музыкантами («Стары Ольса», «Litvintroll», «Кашлаты Вох», «Testamentum terrae») порадовали немецкие «Фиделиусы» и польская группа «Open Folk».
Пожалуй, впервые на «Дударский фест» приехало сразу несколько популярных в Европе коллективов. Впрочем, и прежние «фесты» собирали гостей из Украины, России, Польши, Литвы, Эстонии, Болгарии и даже из Новой Зеландии.
Не успев проводить участников, организаторы уже задумываются о новых фестивалях. В планах – эксперименты со звучанием волынки в стилях поп, рок и джаз. Как говорится, поживем – услышим!