«БАТИК — ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ!»

Источник материала:  
«БАТИК — ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ!»

Бывают женщины красивые, или талантливые, или трудолюбивые. И крайне редко встречаются представительницы прекрасного пола, сочетающие в себе все эти качества. Одной из них смело можно назвать минчанку Наталью Соколову — дизайнера-декоратора, художника-модельера, маму двух детей и при этом просто ухоженную и очень привлекательную женщину. В общем, во всех отношениях творческую личность.
С самого раннего детства родители прививали девочке любовь к искусству и уже во 2 классе отдали дочь в художественную школу №26, где до 8 класса ее обучали самые лучшие педагоги и художники-преподаватели. Потом Наталья поступила в Минский технологический техникум на отделение конструирования-моделирования одежды и долгие годы работала художником-модельером. После большого перерыва — 12 лет — вернулась к профессиональному творчеству и обучалась в Университете культуры и искусства, где увлеклась техникой росписи по шелку, то есть открыла для себя батик.
— Наталья, расскажите, что это такое?
— Искусство украшения тканей известно с давних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе изготовления тканей. Позднее рисунок стали наносить кучным способом. Еще позднее были изобретены печатные деревянные (резные) доски.
Слово «батик» — явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считают, что батик зародился в XIII—XIV веках, а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» — оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском.
В ХVIII веке для печати начали применять металлические набивные доски. Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера граверы вырезали на металлических валах, валы погружали в краску, прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, подготавливали несколько таких валов — для каждой краски.
Иногда при оформлении ткани применяли одновременно два способа украшения — переплетение нитей и роспись (или набойка). Такими были китайские ткани «кэсэ», в которых ткацкий узор дополняли росписью кистью. Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из китайского захоронения. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.
— А в наших широтах батик был известен?
— В Беларуси не сохранилось набоечных тканей, датируемых ранее чем конец XIX века. Однако получившие распространение в Беларуси в 1910—1950 годы «распiсные дываны» имеют много общего с техникой батик: роспись по льну, работа с локальным цветом, декоративность и так далее. Но развивалась эта техника на уровне народного искусства. Кстати, феноменом в области народного искусства в технике «распiсных дываноў» была талантливая художница со Слутчины Алена Киш.
— Чувствуется, что вы основательно изучили основы батика…
— Я могу говорить об этом часами. Меня восхищают также новаторы техники батик, привнесшие какие-то нюансы. Одним из самых выдающихся художников-декораторов модерна стал Эмиль Галле, создавший так называемый флорианский стиль. Галле создал технику эмалевой росписи «лунный свет», включив в стеклянную массу золотую и серебряную фольгу. Еще одним выдающимся мастером в этом направлении стал ювелир Луис Комфорт Тиффани, получивший мировое признание за изобретение стекла с радужным, перламутровым отливом. Многослойное цветное стекло с мягким переливом, кстати, широко использовалось в витринах при оформлении интерьеров.
В Вене, Берлине, Мюнхене зачинателем нового стиля был Густав Климт. Ему принадлежит стилизация живописи под технику мозаики с золотым фоном, использование орнаментальности и особой живописной фактуры, состоящей из множества мелких квадратов, кругов, прямоугольников. Сегодня эта тема в искусстве и жизни очень актуальна и модна…
И теперь я с увлечением работаю в этом направлении. Вместе с дизайнерами разрабатываем много интересных проектов в области строительства и оформления интерьера. К слову, построила и свой собственный большой дом для себя и детей…
Ездила на стажировку в Англию и Америку повышать свой художественный и профессиональный уровень. При создании проекта дизайна помещения предлагаю свои работы в качестве декорации интерьера. Картины создаю в смешанной технике в стиле батик с применением дополнительных эффектов.
В каждой картине воплощено мое настроение, вдохновение, моя жизнь. Работы могут быть понятны не всем. И это нормально! Но в них представлена моя давняя мечта — стать настоящим профессиональным художником, нести радость и удивлять любителей прекрасного.
— И все-таки, Наталья, почему именно батик?
— Мне понравились невероятные эффекты, которые возникают при использовании этой техники. Второй раз уже картину не повторишь. Плюс материал — шелк, люблю с ним работать. Ой, у меня много планов. Хочу создать коллекцию платков, а также одежды наподобие кимоно и сделать коллекцию подушек «Двенадцать месяцев»…
— Наверное, сказывается то, что вы работали модельером?
— Да, у меня множество идей. Жаль, что зачастую не хватает времени все воплотить в жизнь.
— А как называлась ваша первая работа в стиле батик? И где она сейчас?
— «Фиалки». Она, кстати, будет представлена на моей творческой выставке «Прекрасная эпоха», которая откроется 2 мая в 16.00 торговом центре «Град» в Ждановичах. А вообще я очень много своих работ просто раздариваю друзьям и знакомым в других странах: Америке, Турции, Англии, Германии, Израиле.
— Сколько у вас уходит времени на изготовление картины?
— В среднем — невозможно сказать. По-разному. Например, свою работу «Подсолнухи» (шучу, что решила приблизиться к Ван Гогу) я создавала 3 дня. А какие-то другие неоконченные могут и по полгода, и по году стоять в мастерской, ждать своего часа. Ну не идет творческий процесс! Тогда жду, когда придет моя муза. А идеи могу долго вынашивать.
— Кстати, откуда берете идеи и черпаете вдохновение?
— Тоже по-разному. Что-то может присниться. Я во сне, кстати, даже продумываю, какой у меня будет первый слой, какой второй и так далее. Какая-то идея может родиться после случайной встречи с человеком, или чувства легкой влюбленности, или увиденного фильма… Я люблю путешествовать. Какие-то идеи «привожу» из разных стран. Я по три месяца жила в Англии, каждый год езжу в Нью-Йорк, была в Майами, собираюсь съездить в Калифорнию.
— Чьи слова о вашей работе вам особенно дороги?
— Самые приятные слова — это, конечно, от близких. А самые «профессиональные» — от моего преподавателя Людмилы Владимировны Домненковой. Я очень доверяю ее вкусу, она оказала большое влияние на меня во время учебы. Она каким-то чудесным образом умела останавливать мое невероятное буйство фантазии, успокаивать, корректировать и направлять.
— Наталья, по знаку зодиака вы Козерог. Про женщин этого знака пишут, что «они способны перелопатить уйму работы, порой забывая о собственном душевном и физическом здоровье. Трудности, которые им приходится пережить в жизни, не разрушают их, но закаляют характер, они очень дорожат своими достижениями». Соответствуете?
— Да, это все про меня. Я очень целеустремленный человек, который никогда не сидит без дела. Я даже свои работы создаю в основном по ночам, потому что днем всегда находится уйма дел и занятий. Практически не отдыхаю. Друзья, посмеиваясь, зовут меня «торнадо», потому что у меня море энергии и позитива, которыми я их заряжаю...
И в конце нашей беседы еще раз хочу пригласить вас и всех желающих на мою выставку, о которой я уже упоминала. И не забудьте принести с собой одну белую розу. Зачем? Сюрприз!

Ольга КОСТЮКЕВИЧ
←Нарушая законы геометрии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика