Приложение к диплому. Высшая школа должна опережать технический прогресс
“Решение задач модернизации и развития инноваций требует укрепления инженерного и научного потенциала предприятий, особенно крупных. А для этого нужна соответствующая подготовка кадров”, — сказал в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Беларуси Александр Лукашенко. Именно на укрепление этого потенциала нацелен проект государственной программы развития высшего образования. Он предусматривает переоснащение вузовских лабораторий, создание сети студенческих бизнес-инкубаторов.
Не учить же по картинкам!
Ректор Брестского государственного технического университета Петр Пойта считает, что за последние четверть века заметных подвижек в развитии материально-технической базы региональных вузов не произошло. А вот количество специальностей и студентов выросло в несколько раз:— В 80-е годы в нашем университете учились 4800 студентов, сегодня 11 400, в два с лишним раза увеличилось количество специальностей. Университеты должны готовить восприимчивые к инновациям кадры, но делать это можно лишь на современном оборудовании. А мы исчерпали собственные ресурсы.Декан машиностроительного факультета БНТУ Александр Якимович полагает, что в столичных вузах проблема материальной базы не так остра:— Наши студенты в состоянии быстро адаптироваться на производстве, так как мы даем современные знания. Старейшее оборудование машиностроительного факультета выпущено еще в 1939 году в Германии. Но не только на старых добрых машинах постигают азы профессии студенты: на факультете открыли лаборатории десяток компаний — лидеров мирового рынка, пытающихся таким образом продвигать свою продукцию в Беларуси. К сожалению, белорусских предприятий среди них почти нет. Единственное исключение — завод КБТМ, который несколько лет возглавлял выпускник БНТУ, ныне председатель Президиума НАН Беларуси Анатолий Русецкий. — На крупных белорусских предприятиях — МТЗ, МЗКТ, заводе имени Октябрьской революции — созданы филиалы кафедр БНТУ, — заметил Александр Якимович. — В будущем планируем открыть филиалы еще на нескольких предприятиях, чтобы компенсировать недостаток практической подготовки студентов.
Инкубатор для студента
По мнению министра образования Сергея Маскевича, высшая школа должна опережать технический прогресс.— На данном этапе увеличение объема бюджетных ассигнований на высшую школу на 30 процентов в год позволило бы нам в течение пяти лет перейти к качественно новой высшей школе, — говорит министр образования. Среди заложенных в проекте программы приоритетов — социальная поддержка преподавателей, омоложение профессорско-преподавательского состава, поддержка тяготеющих к науке студентов и создание благоприятных условий для занятия научной деятельностью.— Мне думается, бизнес-инкубатор должен быть в каждом общежитии, — считает Сергей Маскевич.— У нас нет нужды проводить радикальные изменения или реформы высшей школы, — говорит заместитель премьер-министра Анатолий Тозик. — Наши вузы дают образование не хуже, чем европейские и американские университеты. Но есть задачи, которые необходимо решить, чтобы обеспечить дальнейшее развитие: войти в европейское образовательное пространство, обеспечить тесную связь теоретической подготовки с практикой. Анатолий Тозик предлагает распространить опыт медицинских университетов, старшекурсники которых совмещают учебу с работой:— Мы хотим подумать над тем, чтобы за год до окончания учебного заведения проводить распределение, чтобы пятый год выпускник вуза уже свою теоретическую подготовку соотносил с будущим рабочим местом.
Об экономии и экономистах
Беларусь не будет экономить на образовании, заявил премьер-министр Михаил Мясникович. Руководитель правительства считает программу развития высшего образования одной из наиболее важных для страны. По его мнению, в Беларуси готовится много хороших кадров для всех отраслей экономики:— В то же время мы забуксовали со сферой материального производства, а это подготовка квалифицированных технологов, инженеров — тех, кто создает реальную добавленную стоимость, поэтому в новой программе мы еще больше это усилим, причем не только за счет совершенствования образовательного процесса, но и за счет связи подготовки кадров с реальным сектором экономики.Михаил Мясникович пообещал, что “всячески будут приветствоваться совместные кафедры, вопросы по прохождению производственной практики, стажировки, в том числе за рубежом”. На реализацию Государственной программы развития высшего образования в Беларуси на 2011—2015 годы планируется направить около 2,5 триллиона рублей. В результате ее мероприятий к 2015 году доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием среди выпускников государственных вузов достигнет 30 процентов, доля специалистов с педагогическим образованием уменьшится до 14 процентов, специалистов по коммуникациям, праву, экономике и управлению — примерно до 30 процентов. Эти показатели соответствуют структуре профессионального образования развитых европейских государств.