Карикатуры белорусских классиков сатирического жанра представлены на выставке в Минске
Источник материала: БелТА
10.04.2011 17:51
—
Новости Культуры
10 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Около 70 графических листов из коллекции Национального художественного музея Беларуси представлено на выставке "Сквозь призму улыбки. Комическое в белорусской графике 1910-1990-х годов", сообщили корреспонденту БЕЛТА в музее.
Работы отмечены оригинальностью, остротой замысла, художественностью. Период 1910-1990-х годов в карикатуре, шарже, рисунке и сюжетной композиции представляет различные этапы формирования сатирического жанра.
Основу выставки составляют произведения для журнала "Вожык", который сейчас отмечает 70-летие. Представлены карикатуры и сатирические рисунки классиков жанра: Анатолия Волкова (1908-1985), Сергея Волкова (1942), Евгения Ганкина (1922-1996), Григория Громыко (1921-1987), Николая Гурло (1914-1980), Виктора Ждана (1918-1978), Марка Житницкого (1903-1993), Сергея Романова (1914-2001), Валентина Тихоновича (1909-1978), Аскольда Чуркина (1930-1985), Леонарда Чурко (1931-1983).
В течение ХХ века сатира - мощный инструмент по изобличению и осмеянию негативного в жизни общества средствами гипербол и гротеска. Тематику произведений составляют отзывы на злободневные вопросы – международные, политические, культурные события и их оценки, болевые точки быта, хозяйства, взаимоотношений между людьми и так далее. Некоторые темы карикатур остаются актуальными и по сей день, а некоторые из них – яркие свидетели исторических процессов ХХ столетия (холодная война, атеизм, теория бесконфликтности, положительная сатира). Успехи сатирического жанра вынуждали обновлять арсенал выразительных приемов и средств, стереотипы и стандарты графических традиций, что способствовало формированию творческой индивидуальности, проявлению авторского своеобразия.
Жанр "дружеского шаржа" в коллекции музея представлен очень широко. Это и произведения 1910-х годов в исполнении виленского художника Адама Понятовского - карандашные наброски на маленькой бумаге, и большие портреты Михаила Лисовского (1931-1970) белорусской интеллигенции 1960-х годов. Среди юмористических рисунков также встречаются произведения 1920-х годов неизвестного художника и уникальные произведения Николая Малевича (1902-1944) и Петра Сергиевича (1900-1984). Известные деятели науки и культуры зафиксированы художниками в ироническом контексте, что делает эти образы интересными зеркалами времени. Шаржи Зенона Павловского (1917-1977) и Константина Куксо (1954) имеют свой индивидуальный карикатурный почерк.
Белорусские художники, применяя различные жанры сатирического и комического в течение века, создали свою отличительную школу. В современном художественном окружении принципы гротеска и юмора разработаны некоторыми художниками как творческое мировоззрение. Таким примером является тандем Сергея Войченко (1955-2004) и Владимира Цеслера (1951), которые создали целую серию плакатов культурологического неординарного содержания.
Выставка в Национальном художественном музее Беларуси из числа мероприятий проекта "Наши коллекции" продлится по 9 мая.
Работы отмечены оригинальностью, остротой замысла, художественностью. Период 1910-1990-х годов в карикатуре, шарже, рисунке и сюжетной композиции представляет различные этапы формирования сатирического жанра.
Основу выставки составляют произведения для журнала "Вожык", который сейчас отмечает 70-летие. Представлены карикатуры и сатирические рисунки классиков жанра: Анатолия Волкова (1908-1985), Сергея Волкова (1942), Евгения Ганкина (1922-1996), Григория Громыко (1921-1987), Николая Гурло (1914-1980), Виктора Ждана (1918-1978), Марка Житницкого (1903-1993), Сергея Романова (1914-2001), Валентина Тихоновича (1909-1978), Аскольда Чуркина (1930-1985), Леонарда Чурко (1931-1983).
В течение ХХ века сатира - мощный инструмент по изобличению и осмеянию негативного в жизни общества средствами гипербол и гротеска. Тематику произведений составляют отзывы на злободневные вопросы – международные, политические, культурные события и их оценки, болевые точки быта, хозяйства, взаимоотношений между людьми и так далее. Некоторые темы карикатур остаются актуальными и по сей день, а некоторые из них – яркие свидетели исторических процессов ХХ столетия (холодная война, атеизм, теория бесконфликтности, положительная сатира). Успехи сатирического жанра вынуждали обновлять арсенал выразительных приемов и средств, стереотипы и стандарты графических традиций, что способствовало формированию творческой индивидуальности, проявлению авторского своеобразия.
Жанр "дружеского шаржа" в коллекции музея представлен очень широко. Это и произведения 1910-х годов в исполнении виленского художника Адама Понятовского - карандашные наброски на маленькой бумаге, и большие портреты Михаила Лисовского (1931-1970) белорусской интеллигенции 1960-х годов. Среди юмористических рисунков также встречаются произведения 1920-х годов неизвестного художника и уникальные произведения Николая Малевича (1902-1944) и Петра Сергиевича (1900-1984). Известные деятели науки и культуры зафиксированы художниками в ироническом контексте, что делает эти образы интересными зеркалами времени. Шаржи Зенона Павловского (1917-1977) и Константина Куксо (1954) имеют свой индивидуальный карикатурный почерк.
Белорусские художники, применяя различные жанры сатирического и комического в течение века, создали свою отличительную школу. В современном художественном окружении принципы гротеска и юмора разработаны некоторыми художниками как творческое мировоззрение. Таким примером является тандем Сергея Войченко (1955-2004) и Владимира Цеслера (1951), которые создали целую серию плакатов культурологического неординарного содержания.
Выставка в Национальном художественном музее Беларуси из числа мероприятий проекта "Наши коллекции" продлится по 9 мая.
БелТА (оригинал новости)