Вечные ценности. “Ладить надо не с властями, а с законом”, — убежден Главный раввин Иудейского религиозного объединения в Беларуси Авраам Бененсон
Четыре года назад он приехал в нашу страну из Израиля, а до этого много лет жил в США. После многочисленных поездок по миру у него сложилось убеждение, что даже в наш электронный век люди продолжают жить в плену мифов, стереотипов и мало кто занимается их развенчиванием. Между тем все споры, конфликты и войны на земле проистекают именно от недостатка информации либо искаженного представления друг о друге, полагает собеседник “НГ”.
— Господин Бененсон, расскажите, пожалуйста, чем заманила вас Беларусь и почему, прожив десять лет в Штатах и получив американское гражданство, вы все-таки приняли решение переехать сюда жить и работать?
— Меня многое связывает с этой благословенной землей. Все мои предки жили здесь с незапамятных времен, все трудились на этой земле — от скромных ремесленников до известных раввинов. Во многих белорусских городах — Борисове, Минске, Орше, Березино — и сейчас живут родственники. Сам я теперь тоже активно изучаю белорусский язык, стараюсь больше читать по-белорусски.
— Но, наверное, у вас были не только личные мотивы?
— Конечно. Главным стало то духовное понимание мира и жизни, которое я обрел с годами. Я считаю своей священной обязанностью трудиться с максимальной отдачей на благо той страны, которая сегодня является наиболее “божественной” страной мира. На мой взгляд, социально справедливая политика белорусского государства, недопустимость “звериного” дикого рынка, всемерное содействие самоопределению государств и народов и противодействие диктату так называемых сверхдержав полностью соответствует тем божественным предначертаниям Добра и Справедливости, которые даны Всевышним человеку. Те идеалы, которые отстаивает нынешняя власть, божественны по своей сути, независимо от того, сознает ли это сама власть. У меня частенько спрашивают: “Наверное, вы хвалите белорусские порядки потому, что работаете в Беларуси и ваше положение просто не позволяет вам говорить по-другому?” Я на это неизменно отвечаю: “Вы правы, но только с точностью до наоборот! Не потому болею за белорусские порядки, что приехал в Беларусь, а приехал в Беларусь потому, что болею за белорусские порядки!”
— Духовно возглавляемое вами объединение официально занимается религиозной деятельностью, обучением верующих, организацией молитвенных собраний. Но, насколько мне известно, это не единственная ваша цель?
— В еврейской традиции духовное от мирского неотделимо. Поэтому процветание еврейской общины и белорусского государства для меня равнозначны. Мы хотим быть полезными государству, и в зарубежных поездках, встречаясь с политиками разных стран, представителями гражданского общества, я ставлю своей целью открыть миру Беларусь такой, какая она на самом деле. Сегодня очень нужны и практические дела, направленные на всестороннюю помощь и поддержку Беларуси: будь то словом, пером, политическим или экономическим ресурсом.
— Почему вы полагаете, что в первых рядах здесь должна выступать еврейская община?
— У Беларуси исключительно богатое еврейское прошлое. До революции 1917 года на территории страны жил миллион евреев. Во многих городах и местечках они составляли 60—80 процентов населения. Довоенная БССР стала единственной советской республикой, где идиш включили в число государственных языков. Общеизвестен факт отсутствия антисемитизма в Беларуси. Такая дружба и взаимопомощь в полной мере проявили себя и в годы гитлеровской оккупации. Беспрецедентное количество евреев, спасенных соседями-белорусами со смертельным риском для себя и своих семей, яркое тому подтверждение.К сожалению, так получилось, что за последние десятилетия многие евреи выехали из страны, но святые места остались. Необходимо преодолеть совершенно ненормальную ситуацию, когда при упоминании таких мест, как Воложин, Радунь, Витебск, Мир, в благоговении замирает любой еврей на любом континенте и при всем этом современная Беларусь ему абсолютно неизвестна. Беларусь — одна из первых стран мира по обилию иудейских святых мест, но пока маршруты еврейских паломников и туристов пролегают сюда очень редко.
— Надо признать, что к Беларуси в мире неоднозначное отношение. У политиков и общественности различных стран много предубеждений, создаваемых и подогреваемых определенными кругами...
— Это происходит от элементарного незнания. В США, например, многие даже понятия не имеют, где находится Беларусь. Информации ноль. Мы мало занимаемся самопиаром, продвижением на мировой арене своего имиджа, своих национальных интересов и брендов. В то же время в Нью-Йорке я встречался с мэром города Майклом Блумбергом, экс-руководителем администрации Белого Дома Рамом Имануэлем, сенатором Кевином Паркером, депутатом Довом Хайкиндом. Они весьма лестно отзываются о нашей стране. В частности, Дов Хайкинд говорил мне, что в Беларуси живут добрые и отзывчивые люди, построено современное общество с развитой экономической и социальной инфраструктурой, не на словах, а на деле действует власть закона. И когда меня спрашивают, как еврейская община ладит с белорусскими властями, я отвечаю: “Она вообще с властями никак не ладит. В Беларуси ладят не с властями, а с законом”.Может быть “гурманы” от прав человека найдут, к чему прицепиться. Но, поверьте, я бывал во многих странах, все вижу, сравниваю. И в разговорах с жителями Риги, Вильнюса, Киева, Москвы мне часто с завистью говорят: “Нам бы вашего Батьку”.
— В этом контексте вполне логичны и предсказуемы итоги прошедших президентских выборов...
— Абсолютно согласен. Всем было ясно с самого начала, что победу на них одержит действующий Президент. Своим выбором белорусский народ показал, к чему он стремится и чего не хочет. Не хочет нищеты и безысходности, безработицы и социальной незащищенности. Не хочет закона что дышло, к которому не подступиться без разорительных взяток. Не хочет перестрелок криминальных группировок. Не хочет видеть свою страну распроданной за бесценок сомнительным инвесторам, которые хорошо умеют перегонять деньги со счета на счет, мало думая об интересах людей. Белорусы хотят социальной справедливости, стабильности и порядка в стране и выбрали именно такую власть, которая способна это обеспечить.