К "Чернобыльской молитве" Светланы Алексиевич в Германии взрыв интереса

Источник материала:  
22.03.2011 18:40 — Новости Культуры

К "Чернобыльской молитве" Светланы Алексиевич в Германии взрыв интереса


К "Чернобыльской молитве" Светланы Алексиевич в Германии взрыв интересаТрагедия Японии, поставившая мир на грань ядерной катастрофы, вызвала в Германии, среди прочего, новый взрыв интереса к Чернобылю. Немецкое издание книги Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва" распродано.

Белорусскую писательницу Светлану Алексиевич, автора таких книг, как "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Чернобыльская молитва", "Последние свидетели", хорошо знают в Германии. Все ее наиболее известные книги переведены на немецкий язык. Среди множества международных премий, которыми она награждена, есть и Премия мира имени Эриха-Марии Ремарка (Erich-Maria-Remarque-Friedenspreis).

В связи с катастрофой в Японии и угрозой, исходящей от АЭС "Фукусима", немцы снова и снова вспоминают книгу Алексиевич "Чернобыльская молитва", немецкое издание которой сегодня не купить даже в крупнейших сетевых магазинах. "Чернобыльскую молитву" комментаторы называют "лучшей художественной книгой о человеческой трагедии Чернобыля".

Последнее не совсем верно. "Чернобыльская молитва" - не художественная книга, а художественно-документальная. Как и другие книги Светланы Алексиевич, она состоит из интервью, которые писательница в течение нескольких лет вела с теми, кого эта катастрофа непосредственно затронула: с жителями Припяти, ликвидаторами, врачами, школьниками, учеными...

На обложке немецкого издания - цитата из статьи, опубликованной в одной из крупнейших газет Германии: "От трагизма этой книги никто не сможет отвернуться". И пророческий подзаголовок: "Хроника будущего". Многое из того, что рассказывают очевидцы Чернобыля и о чем говорила на одной из встреч со своими немецкими читателями Светлана Алексиевич, сегодня, после Фукусимы, действительно звучит страшным пророчеством.

Страх и мифология

Чернобыль, по словам писательницы, - это в каком-то смысле тайна. Он поразил нас до немоты. "Традиционные знания, наш внутренний инструмент, наш словарь, которым мы пользуемся, - все это как бы не годится, не способно проникнуть в суть новой проблемы, которая родилась на наших глазах", - отмечает Светлана Алексиевич.

В своих многочисленных поездках, встречах с самыми разными людьми, в интервью с теми, кого чернобыльская катастрофа затронула непосредственно, Светлана Алексиевич близко соприкоснулась с феноменом массового сознания. Когда массовое сознание сталкивается с такого рода непостижимыми вещами, оно реагирует по-разному. Первая реакция, как считает Алексиевич, - это страх, вторая реакция - мифология.

Мифов после Чернобыля осталось много (добавим, что сейчас рождаются новые), но это - не проникновение в суть. Что касается страха, то страх - лишь один из уровней понимания Чернобыля. Страх - это дорога в тупик, он только разрушает. Страх, как подчеркивает автор "Чернобыльской молитвы", - это не единственный поводырь на новом пути. "Бэры, кюри, болезни, цифры - это еще не мировоззрение, не философия, - говорит Алексиевич. - Мы должны прийти к осмыслению. И в этом - задача моей книги: толкнуть к осмыслению, чтобы факты стали мироощущением. Ведь после Чернобыля мы живем уже в другом мире".

Великое страдание

То, что Чернобыль очень многих людей привел к религии, Светлана Алексиевич объясняет тем, что научный инструментарий был повержен. Произошло крушение веры в науку. Люди, когда пытаются понять, осознать, осмыслить происшедшее, не обращаются уже ни к физике, ни к математике, ни к биологии, а, скорее, к философии и чаще - к религии.

"Но вот здесь возникает проблема нашей церкви, - подчеркивает Алексиевич. - Во что она превратилась за семьдесят лет советской власти? Я выступала в Германии и немного знаю, как серьезно церковь здесь занимается человеком, его душой, а наша церковь занята проблемой власти. А ведь наш человек очень страдает. В страдании, в терпении гигантском наш народ велик. А вот в ответах на вопрос, каков смысл этого страдания... у нас этих ответов просто нет".

Во время одной из встреч с немецкими читателями Светлана Алексиевич вспомнила, как философ Юрий Карякин однажды сказал в отчаянии: "Человечество воевало, что-то около трех тысяч войн вело, и уже есть философия войны, осмысление этого порока человеческого. А Чернобыль пока только один, и одного Чернобыля мало, чтобы постичь эту беду". Теперь есть уже и Фукусима...
←Выставочная деятельность - самая популярная форма сотрудничества между белорусскими и российскими музеями

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика