Практика и пластика

Источник материала:  

Практика и пластика

Современный пластический театр сегодня все активнее отвоевывает пространство у традиционной Мельпомены. Жест, обычно всего лишь дополняющий в сценическом действии слово или монолог, вдруг заявил о своей художественной полноценности, встал в своеобразную стилистическую позу по отношению к слову.


Конечно, пантомима и хореография как средство выражения режиссерской мысли существовали в театре всегда. Но, пожалуй, еще никогда пластическое направление так рьяно не отстаивало свою самостоятельность, да и не было так популярно и востребовано. В репертуаре практически каждого серьезного академического коллектива сегодня есть спектакль без слов, где актер только телом, работой с предметом пытается раскрыть образ и характер героя. И, несмотря на кажущуюся легкость, получается это не всегда и не у всех. Но зритель даже за эту попытку раздвинуть границы нашей театральной традиции готов закрыть глаза на все огрехи.


Как правило, такой спектакль — любимец фестивалей и молодого зрителя. Достаточно вспомнить знаменитый «С.В.» в Купаловском, «Небо в алмазах» в ТБД или независимый проект «Больше, чем дождь». При том, что постановщик у этих спектаклей один и тот же — актер и режиссер Павел Адамчиков, художественное наполнение спектаклей оказалось различно, что только лишний раз доказывало — мы только в самом начале пути, поиска, обретения нового языка. Мы только привыкаем к новому слову «хореодрама». Конечно, совсем с другой стороны подошел к освоению жанра обитающий сейчас в ДК железнодорожников театр Вячеслава Иноземцева «ИнЖест». Их спектакли не назовешь ученическими, но все же по своему коду они принадлежат немного к другой традиции, скорее, европейского карнавала, перформанса, чем интимного исследования душевных драм.


Так что же такое современный пластический театр, который страстно пытается прижиться в Беларуси: всего лишь очередное поветрие, мода, пришедшая к нам с Запада? Или отдельный театральный сегмент, все смелее заявляющий о своем праве на зрительское внимание?


Несомненно, на эти вопросы по–своему ответит открывшаяся на этой неделе Международная неделя пластических искусств «Куфар_Пластилин», посвященная 90–летию Белорусского государственного университета. Юбилей вуз отметит 30 октября.


«Куфар_Пластилин» — детище популярного международного фестиваля студенческих театров «Тэатральны Куфар», его своеобразное ответвление, решившее сосредоточить внимание на одном отдельно взятом жанре. Организаторы уверяют, что нынешний акцент на модное современное направление невербальных видов искусства сделан намеренно, поскольку «они обладают определенной универсальностью».


— Нам приятно, что проект «Тэатральны Куфар», вот уже много лет проходящий в нашем университете, получил развитие в сторону пластического искусства, — выразил свое отношение к новому фестивалю ректор БГУ Сергей Абламейко. — Мы назвали его «Куфар_Пластилин», и это название очень точно выражает концепцию. Мы хотим посмотреть, как через пластику можно передавать явления современной жизни, какие средства для этого используют коллективы. Надеемся, что в течение недели участники и зрители получат действительно сильные театральные впечатления.


Итак, до 14 февраля зрители смогут не только познакомиться со спектаклями в жанре хореодрамы ведущих театральных компаний из Беларуси, Армении, Турции, Германии, но и увидеть интерактивную выставку современного визуального творчества (фотография, живопись, скульптура, дизайн), которая уже открылась в холле главного корпуса университета.


А театральные постановки этого фестиваля будут проходить на необычной площадке — в клубе «Бродвей». Показ построен по принципу «два в одном»: два спектакля за один вечер. 11 февраля зрители увидят спектакли театра «Мигр» (Ереван) и Театра академической ассоциации (Эскишехир, Турция), 13 февраля — Нового тематического танца театра (Берлин) и Театра–студии современной хореографии (Витебск).


В БГУ уверены, что эстетическая планка феста действительно высока. К тому же это просто эффектное начало для юбилейных торжеств, посвященных 90–летию.


— На мой взгляд, на фестивале представлены действительно ведущие театральные компании этого направления, прошедшие очень серьезный отбор, — представила концепцию Международной недели пластических искусств директор фестиваля «Тэатральны Куфар» Екатерина Солодуха. — Надеемся, что для кого–то их выступления станут открытием. По крайней мере, мы на это рассчитываем. Как и на то, что после показов будут проходить содержательные дискуссии. Думаю, самим творцам важно услышать какие–то оценки не только профессионалов, но и зрителей, для которых они работают.


Организаторы Международной недели пластических искусств «Куфар_Пластилин» искренне надеются, что вслед за своим «старшим братом» — «Тэатральным Куфарам», новый фестиваль также станет ежегодным, а количество его участников будет только расти. Потому столь важно, чтобы сейчас он получил достойный европейский резонанс. Ведь для этого у него есть все составляющие: интересная программа, внимание критики и зрителей, поддержка БГУ.


Важно, чтобы фест не стал заложником заявленной концепции и не постеснялся выразить все свои критические замечания тем, кто будет их заслуживать. Жест ради жеста в современном театре уже никому не нужен. За ним должны быть наполнение и смысл.

Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

←На стихи Некляева записали джазовые очерки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика