ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ
Когда в 2002 году Алексей Глушко создавал белорусское студенческое этнографическое общество, он вряд ли задумывался над тем, что увлечение белорусской историей и традициями станет делом его жизни. Прошли годы, и за это время в ряды общества влились люди разных профессий: архитекторы, художники, программисты, медики и многие другие.
«Мы относимся к традиционной культуре не как к чему-то застывшему в своем развитии, чему место только в музее. Традиционная культура — это живое явление, которое имеет огромный потенциал развития, — пояснил председатель студенческого этнографического общества Алексей Глушко. — В некотором смысле она дает ответы на многие вопросы, которые возникают в современном обществе. Мне кажется, что именно молодежи очень интересно, как традиционные элементы культуры можно сочетать с современностью. Однако в нашей организации есть люди и более старшего возраста. Ведь любовь к своим корням и истокам не имеет ограничений».
За годы деятельности этнографического общества была собрана большая библиотека по истории развития родного края, проведено 120 экспедиций в разные уголки родной Беларуси и на приграничные территории с Россией и Латвией. Для каждой экспедиции выбирался конкретный район, организовывалась «база» — арендовался деревенский пустующий дом, студенты разбивались на группы и собирали фольклор, белорусскую одежду, песни, предметы интерьера и мн. др.
Сколько было собрано ребятами в экспедиции всего интересного — трудно перечислить. Но главное, что за несколько дней было получено невероятное эмоциональное удовольствие от близости и чувства родства, которые возникали во время общения с местными жителями. Это не только частично сохранившаяся даже среди молодежи (!) белорусская речь, но и живой интерес местных жителей к Беларуси. Поэтому сельчане активно помогали минчанам — и сотрудничество даром не прошло. Иногда, заходя в местный музей, минские студенты обращали внимание на то, что расшитый рушник висит прямо возле окна, а от этого, как известно, выгорают краски. После «уместного» замечания рушник тотчас оказывался на своем месте.
Во время одной из экспедиций студенты-этнографы отыскали множество дивной формы камней со всякими таинственными знаками, вероятно, начертанными во времена язычества, святые источники, а найденный каменный идол, посвященный женскому божеству (вообще «женские» идолы — большая редкость!), даже заинтересовал Себежский краеведческий музей, который в конце концов забрал к себе древнюю святыню.
Однако функция студенческого этнографического общества в таких экспедициях не всегда сводилась только к «собирательству», зачастую ребятам приходилось помогать бабулькам и дров наколоть, и траву покосить, и забор подправить — т.е. напрямую соприкоснуться с деревенской жизнью…
И хотя цель студенческого этнографического общества — популяризировать народную культуру, невозможно разделить духовное и материальное. Поэтому наряду с фольклором стоят и ремесла. К примеру, были организованы летние выездные кружки — по резьбе по дереву и кузнечному делу (под Раковом), где мужчины в течение 10 дней могли поучиться этому мастерству и отдохнуть от суеты знойных минских улиц. На Брестчине — плетение из лозы и по гончарству, в д.Гайна Логойского р-на — ткачество. К сожалению, мастера стареют, а это значит — нужно успеть перенять опыт. К тому же искусство прядения нити на самопрядке и веретене, переданное местными бабушками, юным мастерицам пришлось весьма по душе. По их мнению, это была своего рода медитация.
К слову, знакомство молодежи с различными видами ремесел проходит регулярно. Как рассказала нам Анастасия Глушко (ответственная за организацию мастер-классов), наиболее популярны среди студентов мастер-классы по валянию, вязанию, ткачеству, вышивке и реконструкции костюма.
Каждый мастер-класс имеет узкую специализацию. Например, в вышивке и реконструкции костюма начинают с самого тяжелого — сразу учатся шить костюм: вышитая «набором» рубашка плюс андарак (так в Беларуси раньше называлась юбка), уже затем к нему как неизменный атрибут костюма добавляются фартук и горсет (своеобразная безрукавка, подчеркивающая талию).
Предпочтение отдается только натуральным, естественным тканям. Такие костюмы шьют все, даже тот, кто начинает процесс обучения «с нуля». В Европе сейчас особенно популярен пост-фолк (этностиль), приветствуются вещи, созданные своими руками. Быть может, и нам, по мнению Анастасии, стоит пересмотреть свое отношение к рукотворным изделиям и избавиться от каких-то непонятных комплексов по отношению к таким вещам. Тем более что в последнее время уже наметилась тенденция увеличения количества желающих обучаться различным видам ремесел.
Среди них — популярно валяние. На такие мастер-классы шерсть закупается и привозится прямо из деревни, а поскольку молодежь стремится к сохранению своего самобытного стиля, то валяют шапки, рукавицы, шарфы и даже… валенки.
Так, корреспонденту «7 дней» не только удалось поближе по-знакомиться с деятльностью студенческого этнографического общества, но и поучаствовать в одном из мастер-классов. Посвящен он был вязанию узорных рукавиц. Обучение на пяти спицах проходило в теплой непринужденной атмосфере. Жаккардовые узоры пусть и с трудом, но были освоены полностью. Все уходили домой уже с наполовину связанной рукавичкой и хорошим настроением. Так в один из вечеров я окунулась в самобытную историю родного края.