Упростить жизнь педагогам
Эту задачу ставит перед собой министр образования Беларуси Сергей Маскевич.
— Период реформ в системе образования окончен, наступило время работать над качеством, — отметил Сергей Маскевич во время пресс-конференции. — Мы сконцентрируем внимание на доработке нормативно-правовой базы в соответствии с Кодексом об образовании. Важно, чтобы качественные документы существенно упростили жизнь в первую очередь педагогам на всех уровнях образования, позволили им сосредоточиться на учебно-воспитательном процессе.
Вторым неотложным делом министр считает перестройку в соответствии с потребностями времени системы управления инновационной деятельностью на уровне вузов.— Очень важно, чтобы мы, взяв за основу направленный на либерализацию экономики подход, увидели, чего не хватает нашей системе. Я думаю, что нам уже в школе недостает форм работы, в рамках которых можно реализовывать различные молодежные инициативы.Молодые люди не должны бояться риска: если есть идея, тебе помогут ее реализовать и воплотить в жизнь. Мы над этим уже работаем. В частности, создаем инновационные структуры в рамках университетов, их уже больше 30. Два белорусских университета имеют суперкомпьютеры “СКИФ”, стоит задача разумно использовать их огромные возможности.Отвечая на вопросы журналистов, министр также высказался:
О финансировании науки и “утечке мозгов”
У нас недостаточно развиты контакты вузов и академических учреждений с промышленностью, реальным сектором экономики. Есть интенсивно развивающиеся сферы экономики, в наибольшей степени это информационные технологии. Чтобы успешные студенты ИТ-специальностей могли реализовать себя, надо не увеличивать бюджетное финансирование, а организовать более тесное взаимодействие вузов с ИТ-компаниями. Хотя финансированию образования правительство уделяет постоянное внимание, в 2011 году оно увеличится на 47 процентов.Мы должны найти свой четкий сектор в международном разделении труда, тогда молодые люди будут уезжать за рубеж лишь для повышения своей квалификации. Если ученые уезжают в поисках более масштабных задач, относиться к этому надо спокойно: они наше национальное достояние и гордость мировой науки.
О Кодексе об образовании
Это основополагающий законодательный акт, документ особой значимости. Он заменил 50 нормативных актов в сфере образования, устранил противоречия и дублирования в правовом регулировании отношений в сфере образования. Таким образом, в Беларуси появилось образовательное право.
Об учебе в рассрочку
Недавнее повышение платы за обучение связано с увеличением тарифной ставки первого разряда. Много вопросов у студентов возникает из-за того, что расчет платы за обучение не привязан к государственным затратам на обучение студента. Студентам-платникам предоставлена возможность рассрочки платежей за обучение: платить можно помесячно, раз в два месяца, раз в семестр — словом, в любое удобное для студента время.
О событиях 19 декабря
К сожалению, среди задержанных были учащиеся и студенты. Думаю, многие из них, а может быть, и все, не пошли бы на площадь, если бы знали, что это выльется в беспорядки. Никаких отчислений за участие в акциях не будет, можете не сомневаться, оценку действиям молодых людей дают правоохранительные органы. Кодекс об образовании предусматривает дисциплинарную ответственность, в том числе отчисление, но только в случае пропусков занятий без уважительной причины. Другое дело, что в ряде случаев молодые люди сами провоцируют руководство учебных заведений на отчисление, им это выгодно.
О двух уровнях колледжа
В кодексе предусмотрена тесная интеграция профессионально-технического и среднего специального образования. Все колледжи станут двухуровневыми: будут готовить не только рабочих, но и рабочую элиту со средним специальным образованием. Будем улучшать взаимодействие учреждений образования с предприятиями и организациями, обязательно создадим нужное количество ресурсных центров.Сегодня специалист с рабочей профессией — это особо востребованный и значимый для страны человек.