ПРИМИТИВНЫЙ, НО О-ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫЙ
13.01.2011
—
Новости Культуры
Два года назад группа «Фристайл» отметила свое 20-летие. Как показал юбилейный тур по Беларуси, России, Украине и Казахстану, группа не растеряла своих поклонников, а, наоборот, прибавила, потому что они уже взрослые и приводят на концерты своих детей. На радость белорусским поклонникам 27 января группа «Фристайл» выступит в Концертном зале «Минск».
А начиналось все с того, что в ночь с 7 на 8 ноября 1988 года участники коллектива «Высший пилотаж» под руководством Анатолия Розанова, работающие в программе Михаила Муромова, приняли решение начать собственный проект и путем голосования выбрали название «Фристайл». Изначально было около 100 вариантов названий. Из них отобрали 50 наиболее приемлемых слов, а гитарист Сергей Ганжа заложил их в огромную машину IBM (это прародительница нынешних компьютеров). И она выбрала «Фристайл». Первый концерт группы «Фристайл» состоялся 16 мая 1989 года в Барнауле. А в телеэфире коллектив впервые появился летом 1990 года в программе «50/50» с песней «Желтые розы». За 22 года своего существования группа «Фристайл» выпустила десять альбомов. Бессменная солистка группы Нина Кирсо и ее муж Анатолий Розанов — продюсер группы «Фристайл», композитор, автор хитов «Ах, какая женщина» и «Больно мне, больно» — рассказали мне, почему они так любят приезжать в Беларусь.
— Папа у меня белорус. От него и фамилия Кирсо. К сожалению, не знаю, что она означает. С детства помню, что папа часто вспоминал о своей исторической родине. И я от него унаследовала любовь к Беларуси. Поэтому с группой «Фристайл» всегда с удовольствием приезжаю к вам. Любовь к музыке я унаследовала от родителей. Сколько помню, когда приходили гости, папа доставал красивый концертный аккордеон, который привез из Германии после войны и, подбирая мелодии, играл весь вечер. А мама ему подпевала. Она очень стеснительная, на сцену никогда не выходила, но очень любила петь в кругу семьи или когда в лесу прогуливалась.
— Я читал, что вы начали петь раньше, чем говорить.
— Мама рассказывала, что в шесть месяцев мне делали операцию на ноге. А после операции врач спрашивает у мамы: «Ну, как у Ниночки дела?». А я в это время не плакала, а протяжно напевала: «А-а-а-а-а-а-а». Поэтому родители и решили, что я уже в шесть месяцев с профессией определилась. Помню, что в детстве была местной звездой-аккомпаниатором. Мне учителя приносили ноты, говорили: «Там кто-то на скрипке играет, нужно подыграть». С детства выступала на всех семейных праздниках, во дворе, где мы жили. А в восемь лет впервые выступила на сцене при полном зале, что мне очень понравилось.
— В вашей семье муж — продюсер, вы — солистка. А как это сказывается на семейных отношениях?
— Профессиональная деятельность не должна влиять на семью. По православию женщине следует помогать мужчине. На мой взгляд, в семье главное — взаимопонимание.
— Как вы пришли к вере?
— Однажды мои поклонники подарили мне маленькую Библию. Я начала ее читать. Благодаря Библии привела свои мысли в порядок. Важно воспитывать волю, а это идет через укрепление в вере. Вот мы в нашей семье и укрепляем веру посредством чтения Библии. Я в дорогу всегда беру Библию. Она очень помогает. Особенно если не успеваю куда-то, волнуюсь, сразу начинаю читать молитву. И все складывается!
— Ваш сын пойдет по вашему пути?
— Дети мужа с нами не живут, они уже взрослые. Но мы прекрасно общаемся и приучили сына к этому. Очень хочу, чтобы наш сын был здоровым и образованным, а также нравственно воспитанным. Например, сегодня важно отучить его от чрезмерного увлечения компьютером. Максим в 12 лет уже сочиняет музыку и хочет быть продюсером, как и папа.
— Как вы относитесь к проекту «Ты — суперстар» на НТВ?
— Проект популярен, потому что у многих телезрителей ностальгия по прошлому, они хотят видеть артистов своей молодости. Мне понравилась в этом проекте фраза «незаслуженно забытые артисты». Людям нельзя подавать еду, говоря, что она испорченная и просроченная. Было бы лучше, если бы они позиционировали проект как ретро.
— Анатолий, вы автор большинства хитов группы. А почему в последнее время не пишете ничего нового?
— Пишу. В репертуаре группы около 150 песен. Но на концертах на всем постсоветском пространстве зрители от нас ждут только старые хиты.
— Состав «Фристайла» много раз менялся. Вы поддерживаете отношения с теми, кто ушел из группы?
— Медведев, Столбов и Киреев ушли без скандалов, потому что захотели уехать за границу. Мы с ними до сих пор поддерживаем отношения. Все скандалы группы «Фристайл» связаны с Казаченко, с которым больше не будем общаться никогда. Когда я за свои деньги снял клип на песню «Больно, мне, больно», она за месяц эфиров стала хитом, так как в ролике в центре был Казаченко. Он стал звездой. Цена нашей группы возросла в два раза, мы на несколько месяцев вперед расписали наши концерты. Но Казаченко с тогдашним директором Мальцевым покинули «Фристайл», уехали на гастроли с другими музыкантами. После появления песни «Ах, какая женщина» наша группа смогла восстановить прежние позиции. А Казаченко с Мальцевым к тому времени уже рассорились. Вадим разбил семью Мальцева. У Казаченко сольное творчество не пошло. В 1997 году он снова приехал ко мне предлагать сотрудничество, но недолго продержался. В 2003 году Казаченко просился к нам — уже в третий раз. Говорил, что виноват. Но как только принял денежную помощь от дамы чикагского розлива, которая стала его директором и женой, от своих слов отказался. Жена сосватала его Иосифу Пригожину. А в адрес группы «Фристайл» начались угрозы, что и студию отберут, и бандитов пришлют. Нина написала обо всем этом Пригожину. И вскоре Иосиф расторг контракт с Казаченко, чем подтвердил, что никакого отношения к угрозам не имеет.
— Несколько раз слышал мнение, что творчество группы «Фристайл» рассчитано не на очень взыскательного слушателя. Как вы к этому относитесь?
— В самом начале своей музыкальной карьеры я занимался джаз-роком. Мне очень нравились Steely Dan, Джино Ванелли... Но сколько мы с группой ни пытались играть джаз-рок на концертах, успеха не имели. Когда я еще аккомпанировал Муромову, удивлялся, почему его так хорошо принимают. Песни-то примитивные. И когда в очередной раз обсуждал это с Мишей, он мне сказал: «Надо делать такую музыку, чтобы люди могли ее слушать в туалете». И я ему ответил: «Миша, такие песни, какие пишешь ты, я могу сочинять хоть по десять штук в день». После этого появилась группа «Фристайл» и альбом «Получите!» А потом стал мыслить иначе — понял, что у нашего зрителя совсем другая ментальность. То, что исполняет «Фристайл», — это музыка, которую слушают люди, для которых мы работаем. И переубеждать их в чем-то бесполезно.
Артур МЕХТИЕВ