Монументальный труд
Монументальный труд
Юбилейные выставки мэтров, где они презентуют не столько самих себя, сколько своих учеников, похоже, становятся традиционной практикой современного национального искусства. Гавриил Ващенко, Василий Сумарев, а теперь и Анатолий Артимович по случаю своего 70–летия делится законными выставочными метрами в Музее современного изобразительного искусства с воспитанниками. И каждый раз находятся злые языки, которые не прочь обсудить дальновидность мастеров, хитроумно использующих возможность привлечь дополнительный интерес к своему вернисажу: ведь у большинства их питомцев есть собственный и часто немалый круг поклонников. Но стоит перекинуться парой слов с участниками таких выставок, как очевидным становится совершенно иное.
Анатолию Артимовичу славы давно хватает: свое имя в историю национального искусства он надежно вписал еще в те годы, когда рисовал эскизы Кургана Славы и не менее знакомого каждому проема–звезды, который вот уже 40 лет служит главным входом в мемориальный комплекс «Брестская крепость–герой». Памятник Рогнеде в Заславле и изваяние Скорины в Калининграде, выразительные композиции в Минске, Борисове и других белорусских городах убедительно и надолго увековечили его талант скульптора–монументалиста. На выставке работ Артимовича почти нет — в основном здесь фотографии его памятников, окружающих разнообразие творчества многочисленных учеников Анатолия Ефимовича, специально приехавших к вернисажу не только, например, из Могилева, но еще из Польши, Франции... Как заметил по этому поводу коллега Артимовича Владимир Слободчиков, возглавляющий кафедру скульптуры в Белгосакадемии искусств: «Постоянно наблюдаю, как Анатолий Ефимович хлопочет вокруг своих студентов, и даже тут он как будто продолжает их оберегать». Но не пытайтесь разглядеть руку мастера в работах его воспитанников. Прежде всего эта выставка тем и интересна, что собрала вместе очень разных авторов, совершенно не похожих друг на друга и на своего учителя. А еще интереснее она тем, что все это так легко представить украшением любого европейского города... Увы, уличные скульптуры, которые появляются в наших городах, пока гораздо проще.
Интересуюсь мнением учеников — теперь уже полноправных коллег Анатолия Артимовича: каких пластических форм и сюжетов не хватает нашим улицам?
— Всех! — убежден скульптор Михаил Иньков. — В наших городах практически нет скульптуры. Скажем, в Париже — десятки скульптурных композиций на каждый квартал, а у нас редкий город может похвастаться хотя бы одним десятком... Унылые коробки домов — по–прежнему главное, что остается в памяти от наших городских пейзажей.
— Не хватает парковой, жанровой скульптуры, — присоединяется к разговору его дочь Анна, вслед за отцом выбравшая и профессию, и учителя («Нашей семье повезло дважды — когда на курс к Артимовичу попал я, а потом и моя дочь», — комментирует Иньков.). — Масштабная монументальная скульптура слишком затратна, да и время сейчас другое, патетики в нем намного меньше, чем в прошлом веке...
— А, по–моему, должно быть больше символических, аллегорических композиций, которые рассказали бы, кто мы, откуда, — возражает скульптор Сергей Бондаренко. — Кстати, примерно в такой области Анатолий Ефимович сейчас и работает...
К слову, с планами создания памятника ХХ веку, о которых рассказывал еще 10 лет назад, Анатолий Артимович пока не распрощался окончательно. Ангел–миротворец, осуждающий все прошлые и будущие войны, по мнению скульптора, когда–нибудь все же должен быть установлен на нашей земле, больше других пострадавшей в годы Великой Отечественной войны.
— Неужели мы все еще не до конца осмыслили итоги той войны? — провоцирую я мастера.
— А вот представьте себе! — горячится Артимович. — И если все государства, которые воевали, в складчину возвели бы такой памятник на нашей территории, это могло бы стать сильной акцией...
В мастерской Анатолия Ефимовича немало других нереализованных идей. Копятся невостребованные работы и в мастерских его учеников. Но, кроме коллег, таких же скульпторов, их редко кто видит.
— Если не ошибаюсь, за последние лет 15 у нас было только две специализированные выставки скульптуры, — вспоминает Бондаренко. — Более того, скажу вам крамольную вещь: если судить по количеству госзаказов, на всю Беларусь достаточно 5 скульпторов. А в нашем союзе художников их — больше 100... Проблема, конечно, зато какой богатый культурный слой!
Это правда, не каждая страна может похвастаться таким количеством профессиональных художников, как Беларусь. И юбилейная выставка Анатолия Артимовича определенно достойна внимания не только любопытствующих прохожих, но и архитекторов, и руководителей наших городов — хотя бы для того, чтобы убедиться, насколько разнообразнее могли бы стать городские пейзажи. А уж недостатка идей у наших скульпторов никогда не будет — ни один из тех, кто выбрал эту профессию, не изменил ей. И Анатолию Ефимовичу, несмотря на всю свою реализованность, знакомы перипетии трудной судьбы скульптора. Тем не менее его сын Иван выбрал тот же путь. И в будущее белорусской скульптуры оба верят свято.
— Ну а как иначе? — восклицает Артимович. — Есть будущее у Беларуси — значит, и у нашей скульптуры оно есть.
P.S. Планируется, что осенью творчество коллег и учеников Анатолия Артимовича будет извлечено из мастерских в гораздо большем объеме: на выставке, которая откроется во Дворце искусства, Белорусский союз художников обещает показать не только монументальную скульптуру, но и монументальную живопись.
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ
Фото: Артур ПРУПАС