Мулявинский «Гусляр» возвращается на большую сцену
В прошлом году два коллектива независимо друг от друга продемонстрировали публике новое прочтение рок-оперы Игоря Лученка на стихи Янки Купалы. В интернете уже появился лозунг «Больше «Гусляров», хороших и разных!». А надо ли больше? И только ли одна рок-опера написана в Беларуси за 30 лет, прошедших с первого исполнения «Гусляра» ансамблем «Песняры»?
От «Кургана» до «Гусляра»
К поэме Янки Купалы «Курган» не раз обращались композиторы: Евгений Глебов написал одноименный балет, Игорь Лученок — кантату. В 1979 году Владимир Мулявин аранжировал произведение Игоря Лученка. В репертуаре «Песняров» появилось второе произведение так называемой крупной формы — поэма-легенда «Гусляр» — по имени главного героя поэмы «Курган». Позже специалисты назовут ее рок-оперой и даже включат в список лучших произведений прогрессив-рока. Хотя в репертуаре самих «Песняров» она была недолго, как и циклы песен «Веселые нищие», «Песнь о доле». Не было у них такой счастливой постановочной судьбы как у рок-опер «Юноны и Авось», «Звезда и смерти Хоакина Мурьеты». Правда, «Гусляру» повезло чуть больше, так как на фирме «Мелодия» записали диск. Позже чешская фирма «Богемия» переиздала «Гусляра» уже на CD-носителе, и эта музыка звучала в Европе.
Через 30 лет после премьеры «Гусляра» поэт Андрей Скоринкин взялся за воссоздание рок-оперы. «Работали без нот, пришлось снимать мелодию на слух», — рассказывал Андрей Скоринкин на недавней пресс-конференции.
Как теперь принято говорить, для участия в проекте Андрей Скоринкин сумел привлечь звезд белорусской эстрады Инну Афанасьеву в роли Княжны и Анатолия Ярмоленко в роли Князя.
«Валерий Дайнеко — единственный из «Песняров» уместен в новой версии», — отметил Скоринкин. Дайнеко занят в своей прежней роли — Рассказчика. Основную партию Гусляра исполнил сам Скоринкин. Остальные вокальные партии достались арт-группе «Беларусы» под управлением Виктора Шмата и Яну Маерсу. Андрей Скоринкин отказался от названия рок-оперы «Гусляр», вернув купаловское «Курган».
Летом фирма «Вигма» выпустила диск с записью рок-оперы, а уже в сентябре она была показана в Хойниках во время празднования Дня письменности. На 21 февраля запланирована премьера рок-оперы на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра.
На первый взгляд, завидная судьба у воссозданного произведения. Однако, как рассказал Андрей Скоринкин, сперва Министерство культуры отнеслось к проекту с неким опасением и непониманием, а вот теперь есть взаимопонимание и поддержка.
Недавно Национальный академический народный оркестр Беларуси им. Жиновича также обратился к произведению Купалы-Лученка. Дирижер и аранжировщик оркестра Александр Кремко адаптировал произведение для народных инструментов, а музыканты и приглашенные вокалисты виртуозно его исполнили.
12 января, кстати, в Белгосфилармонии состоится концерт Национального академического народного оркестра Беларуси им. Жиновича, посвященный 70-летию со дня рождения Владимира Мулявина, в котором позвучат его песни и рок-опера «Гусляр».
Стоит ли сравнивать три версии «Кургана»? Сложный вопрос.
«Песняры» в свое время использовали только живые инструменты, а в «Кургане» преобладает компьютерная музыка.
Владислав Мисевич, первый исполнитель партии Князя, считает, что Анатолий Ярмоленко блестяще справился с ролью. Мисевич оценил работу Андрея Скоринкина как реинкарнацию рок-оперы и партии Мулявина (Гусляр). Кто слышал Гусляра в исполнении Петра Елфимова в версии оркестра им. Жиновича, считают, что он — лучший после Мулявина в этой роли.
Петр Елфимов в роли Гусляра
По мнению Владислава Мисевича, проект Андрея Скоринкина — готовый материал для постановки на Бродвее. «Это история о трагической судьбе Беларуси, преступно не замечать такие темы, — отметил Мисевич. — Серьезное, полное трагизма произведение исполнено эстрадными артистами, которых часто упрекают в том, что они растрачивают себя на легковесные песенки. Оказывается, мастера могут и арию исполнить! Приятная тенденция, что даже два коллектива восстановили шедевр национальной музыки».
О душах и червонцах
Перепевы «Песняров» — тема не новая. Безусловно, коллективы, вдохнувшие новую жизнь в рок-оперу, заслуживают огромного уважения. Ведь, по словам Анатолия Ярмоленко, «Курган» — произведение, которое затрагивает душу человека — это очень важно в наше время, когда по радио, телевидению звучит много музыки ни о чем.
К слову сказать, все вокалисты, занятые в проекте Андрея Скоринкина, не «скурганілі душу чырванцом», согласившись без гонораров записать рок-оперу. Все остальные расходы взял на себя Скоринкин.
Правда, за выступление в Хойниках, артистам начисли гонорары. В частности, 4,5 миллиона рублей заплатили 70 артистам Государственного ансамбля танца под руководством Валентина Дудкевича. На всю постановку «Кургана» на сцене Музкомедии Минкульт выделил 30 миллионов. Вся постановка — это аренда зала, свет, прочие накладные расходы и только потом гонорары артистов. Цена билетов на спектакль очень демократичная — 8-18 тысяч рублей.
Понимая важность таких произведений как «Курган» для духовной жизни общества, Анатолий Ярмоленко заявил о готовности отказаться на время от гастрольной деятельности, если рок-опера получит статус репертуарного спектакля.
Между тем, в той же Музкомедии готовится к постановке мюзикл «Голубая камея» Кима Брейтбурга. И, надо полагать, эта затея стоит отнюдь не 30 миллионов рублей, да и билеты для зрителей вряд ли будут по социальным ценам. Возникает вопрос: а что, у нас нет своих композиторов и мюзиклов?
Есть! Мюзиклы и рок-оперы написаны Александром Ореховым, Владимиром Курьяном, Валерием Ивановым, Дмитрием Долгалевым. На белорусской сцене прошел мюзикл Владимира Кондрусевича «Байкер», теперь идет детский мюзикл «В стране невыученных уроков» Виктора Шмата.
Композитор Дмитрий Долгалев ведет переговоры о постановке в Беларуси своей рок-оперы «Огонь Прометея», однако перспектива пока очень туманна. Более живо произведением Долгалева интересуются два театра из стран СНГ. Мюзикл Валерия Иванова «Алые паруса» поставлен в российских городах Иваново и Оренбург, а в Беларуси — нет. И это — не тенденция последнего времени или эстрадного жанра. В свое время один из лучших балетов Евгения Глебова «Маленький принц» был поставлен в России, Финляндии, США, но только не в Беларуси. Нашему уху доступна лишь редкая трансляция по радио адажио из этого балета.
Настоящее искусство не знает границ, а среди важнейших критериев успешности авторов и исполнителей — их известность за пределами своей страны. Что получается? У нас слушают российскую музыку, ставят спектакли российских авторов, тем самым подчеркивая их успешность, практически не оставляя нашим авторам шанса быть услышанным на родине.
Ведь что любопытно: владельцу ресторана чтобы добиться разрешения пригласить на работу шеф-повара из-за границы, надо доказать отсутствие в Беларуси специалиста нужной квалификации. Руководителю государственной организации, чтобы купить новое оборудование, нужно провести тендер и найти оптимальное соотношение по цене и качеству, а то не дай бог перерасходует бюджетные деньги, это ведь наказуемо. И только «в области балета» нет проблем поддерживать государственными деньгами иностранных деятелей шоу-бизнеса, мало заботясь о своих. Да что там мало? Просто выталкивая их в другие страны. А потом, когда они «там» станут успешными и знаменитыми, будем гордиться ими здесь.
Оксана ЯНОВСКАЯ