История одного произведения. Степан Щукин "Портрет Павла I"
05.01.2011 13:01
—
Новости Культуры
История одного произведения. Степан Щукин "Портрет Павла I"
Сайт Национального художественного музея Республики Беларусь запускает новый информационный проект "История одного произведения".
В каждом выпуске проекта будет представлен один из экспонатов собрания музея, его удивительная история. Ведь порой судьба произведения не менее интересна, чем изображенная персона или его владелец.
Первый выпуск проекта посвящен портрету Павла I, принадлежащий кисти Степана Щукина.
Размер полотна: 137,8х97.
На обороте: на подрамнике остатки двух синих наклеек с зубцами с полустертым текстом: …общество…ж дя …клада…муз; му…въ.
Работа приобретена в 1956 г. у коллекционера В.Д. Фролова.
В экспозиции русского искусства, в так называемом "малиновом" зале, есть портрет одной императорской особы, как-то по-особому притягивающий взгляды посетителей…
Надменный взор, вздернутый нос, на кончик которого, кажется, надвинута треуголка. Таким предстаёт перед нами самодержец всероссийский – император Павел І, сын Петра III и Екатерины II Великой, чей монументальный образ представлен в экспозиции музея рядом с портретом Павла.
Задуманный как коронационный, этот портрет Павла І по своему характеру так оригинален, и решение его столь неожиданно, что произведение в целом значительно выделяется из ряда императорских парадных образов. Автор этого портрета – Степан Семенович Щукин (25.12.1762–10.10.1828) – сын "армии сержанта", в мае 1765 г. начал свое обучение живописи в Московском воспитательном доме. С 1776 г. он был зачислен в Академию художеств под начало Г.И. Козлова, П.И. Соколова и И.А. Акимова. Однако основным его педагогом был Д.Г. Левицкий, поскольку молодой художник выбрал для себя специальность портретиста. Получив большую золотую медаль и звание художника, в 1782 г. он удостоился права на заграничное пенсионерство и отправился во Францию. В Париже С. Щукин брал уроки у исторического живописца Ж.-Б. Сюве, пользовался советами А. Рослина. По возращении в Россию в конце 1786 г. за портрет адъюнкт-ректора Академии Художеств, архитектора Ю.М. Фельтена он признан "назначенным" в академики, а в 1788 г. занял место Левицкого в руководстве портретным классом. В 1798–1803 гг. руководил также специальным классом миниатюрной живописи, который вошел затем в состав портретного. В 1797 г. именно за парадный "Портрет Павла I" (Государственный Русский музей) Степан Щукин становится академиком, а в 1802 г. – советником Академии. Найдя однажды свой взгляд и свою манеру письма, художник никогда не изменял им.
Пожалуй, портрет Павла I – это самое известное произведение живописца Степана Семеновича Щукина. За него, как уже было сказано, художник был удостоен звания академика живописи, несколько вариантов этого портрета Щукин написал после 1797 г. Кстати, картина из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь – одно из таких авторских повторений.
История создания портрета Павла I такова: 6 ноября 1796 года завершилось царствование Екатерины II. На следующий день все служащие Академии были приведены к присяге "на верность" новому императору, а 5 апреля 1797 года (18 апреля по новому стилю), в Светлый понедельник, Павел Петрович венчался на царство. Некоторые из присягнувших приняли затем участие в мрачном и многозначительном траурном шествии. Получается, что портрет императора был создан в период траура по случаю кончины Екатерины II (по правде сказать, к своей матери Павел относился весьма прохладно и, приняв бразды правления, словно пытался перечеркнуть своими деяниями все 34 года ее властвования).
Тогда же с чрезвычайной поспешностью началось возведение новой резиденции – будущего Михайловского замка. Для украшения дворцовых залов и для надлежащего оформления присутственных мест потребовался парадный портрет нового императора. Заказ на парадный образ был дан художнику Степану Семеновичу Щукину. Павел "пожелал иметь свой портрет, который должен быть сделан заочно". Вначале найден был некий французский портретист, который согласился исполнить работу, потребовав "очень большую сумму". Когда об условии иностранного мастера было доложено Павлу, он разгневанно спросил: "Неужели у нас нет своего живописца! Зачем же существует Академия?". Заверив, что подобный художник есть, немедленно был заказан портрет Щукину. В предварительном эскизе работа должна была быть представлена на рассмотрение и утверждение императора.
На самом деле Щукин сделал не один, а два эскиза: на одном из них Павел был изображен верхом "едущим осматривать артиллерию", на другом – просто стоял с тростью в руке. К своей чести император выбрал последний "оригинальный проект", хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
После утверждения эскиза Щукин приступил к работе, по окончании которой портрет был отправлен из Академии венценосному заказчику, и в день тезоименинства Павла показан во дворце. Павел остался очень доволен и, глядя на свое изображение, воскликнул: …"Молодец!" ….. немедленно пожелал видеть Щукина, пожаловал ему орден Владимира 4-й степени и 6 000 рублей и позволил делать списки со своего портрета только по разрешению на то Щукина… Эта история, со слов самого художника, была обстоятельно изложена в воспоминаниях его ученика Ф.Г. Солнцева.
Работа написана вопреки канону, сложившемуся в парадных портретах. Она полностью лишена атрибутов императорской власти: нет ни короны, ни скипетра, ни накинутой на плечи горностаевой мантии, непременно присутствующих в других подобного рода произведениях. Павел предстает на нейтральном "асфальтовом" темном фоне, словно выдвигающем фигуру императора вперед, даже без "говорящих деталей" он узнаваем всяким взглянувшим на его изображение. Облаченный в форму полковника Преображенского полка, он опирается на слишком далеко отставленную трость.
Он не возвышается над зрителем, подобно своим предшественникам, а словно удостаивает личной аудиенции, молодой монарх, полный желаний самоутвердиться на только что обретённом троне, жаждущий свершений и побед.
Живописец не лишен симпатии к этому неординарному человеку и его далеко не классическим чертам лица ("Хорош для портрета" – иронично подшучивал над своей внешностью Павел I), но вместе с тем отметил и его своеобразную браваду, и неуверенность, которая покажет в дальнейшем многие действия Павла-императора и сведет на нет многие его добрые начинания…
Над проектом работали:
автор текста: старший научный сотрудник Мишакова Ю.А.
оцифровка произведения: Козлов Д.Н.