Тигры в клетке
Тигры в клетке
Уходящий год Тигра не стал для отечественного театра этапным. Тигриной мощи и хищных инстинктов он не продемонстрировал. Тем не менее свою художественную планку театры не опустили. Другое дело, что у каждого она своя и формировалась в своей системе координат, исходя из каких–то особых сверхзадач конкретного коллектива. Кто–то любит театр карманный, портативный, другие тяготеют к махровому академизму, а кое–кто и не пытается делать хорошую мину при плохой театральной игре. Что было хорошего? Пошлости не стало больше. Не стало больше попсы. Какие минусы? Мало рисковали. Не пытались прыгнуть выше головы. Начнем, как и водится, издалека, дабы сохранить маломальскую интригу.
Назначения года — Сусанна Цирюк, Владимир Савицкий
Известный режиссер Сусанна Цирюк в этом году была назначена главным режиссером Белорусского государственного академического музыкального театра, Владимир Савицкий возглавил ТЮЗ. Уже совсем скоро Сусанна Юрьевна представит в Большом театре оперы и балета «Снегурочку» Н.Римского–Корсакова, а Владимир Савицкий уже показал первую работу в качестве руководителя — лирическую драму Альдо Николаи «Немного нежности». С интересом будем следить за дальнейшими успехами новых руководителей.
Лучший композитор — Олег Ходоско. Спектакль «Не мой». Театр им. Я.Купалы
Музыка известного белорусского композитора Олега Ходоско в этом спектакле не просто подчеркивала монументальность режиссерского замысла режиссера Александра Гарцуева, которому удалось переложить историю Алеся Адамовича на внятный и цельный театральный язык, она, прежде всего, напомнила о роли музыки в современном театре. Оригинальная музыка, как бы это ни банально звучало, полноценное действующее лицо, несущее свою смысловую и эмоциональную нагрузку, и она не может выступать как фон. Никакая грамотная «нарезка» из Филиппа Гласса времен 90–х или в тысячу первый раз звучащий декадентский хит Вертинского не заменят музыки, написанной конкретно под замысел. И пусть это дорого, не у каждого театра хватает сил и сметы, стремиться к этому надо.
Лучший художник — Евгений Волков. «Королева красоты». Новый театр
Нельзя не заметить, как подробно и чутко работает художник Нового театра Евгений Волков в своих работах. В драме ирландского драматурга Мартина Макдонаха он воссоздал такую подробную картину ирландской деревни, что диву даешься. Кажется, перед тобой просто ожили картины «Улисса», или режиссер Алан Паркер, автор пронзительной драмы о бедах Ирландии в XX веке «Прах Анджелы», подсказал художнику их концепцию. Уже потом, где–то после первого акта, замечаешь, что вообще–то между бытом белорусской и ирландской деревни много общего. Волкову удалось, выстроив предельно бытовое пространство, прорваться к надмирным, вселенским мотивам.
Лучшие костюмы — Татьяна Лисовенко. «Доступ к телу»
Буйная фантазия известного театрального провокатора Вячеслава Иноземцева «Доступ к телу» — это счет, предъявляемый, прежде всего, самому себе. В спектакле немало цитат из прошлого творчества театра «ИнЖест», самоиронии и пародийных моментов. Все же что есть человек: царь природы или самое, по выражению английского писателя Уильяма Голдинга, опасное животное? Этот вопрос Иноземцев вместе со своими актерами с упоением исследует почти два часа, чтобы в итоге не прийти к какому–либо однозначному выводу. Ни живая музыка наших альтернативных групп, ни «Болеро» Равеля, ни «Время, вперед!» Свиридова не подтолкнули Вячеслава к окончательному вердикту. Однако костюмы художника Татьяны Лисовенко в одной из картин навсегда врезаются в память: фантастические чудовища, расшитые золотом, словно призраки из Средневековья или ожившие персонажи Уильяма Берроуза из «Голого завтрака», — понимай как хочешь.
Лучший детский спектакль — «Красная Шапочка. Поколение Next». Режиссер Анастасия Гриненко. Белорусский государственный академический музыкальный театр
Режиссер Анастасия Гриненко признается, что давно мечтает о настоящем, полноценном мюзикле, где бы сошлись в своем стилистическом единстве и качественный музыкальный материал, и драматургия, и некое новаторство. Пока же Анастасия переводит на новый современный язык детскую музыкальную классику, и получается это у нее, без преувеличения, достойно. В новом спектакле с музыкой Алексея Рыбникова, с детства знакомой, Красная Шапочка на «ты» с компьютерными технологиями. «Всемирная паутина» ее совершенно не страшит. Наоборот, именно туда она стремится, где и находит себе новые приключения.
Фестиваль года — «Золотая маска» в Минске»
Фестиваль «Золотая маска» налетел на Минск стремительно, как циклон, оставив впечатления свежести и сильных эмоций. Театралы посмотрели балеты Бориса Эйфмана «Анна Каренина», «Чайка» и спектакль художественного руководителя вахтанговского театра Римаса Туминаса «Дядя Ваня». Хотелось бы впредь, чтобы фест еще неоднократно заглянул в Минск, показав более обширную программу. А со временем и белорусские спектакли заняли бы больше места в параллельной программе фестиваля «Маска+», где традиционно показываются лучшие спектакли театров СНГ.
Лучшая женская роль — Светлана Окружная. «Квартет». Валентина Гарцуева. «Не мой»
Две актрисы разных поколений сумели сформулировать про своих героинь что–то предельно личное и волнующее, не прибегая ко всему имеющемуся у них актерскому арсеналу. И Светлана Окружная, и Валентина Гарцуева используют лаконичные краски, но они отнюдь не обедняют их героинь, по–разному жаждущих любви: кто–то на закате жизни, кто–то в экстремальных условиях войны. В обоих случаях актрисы подчеркивают: женская душа — непознанная вселенная, существующая не по мирским законам. Благодаря чуткой режиссуре весь замысел работает на то, чтобы проявить талант актрис.
Лучшая мужская роль — Александр Козелло. «Не мой»
Молодой актер Купаловского театра Александр Козелло вслед за удачной ролью в драме Николая Пинигина Translations закрепил свой звездный статус, сыграв немца Франца в спектакле Александра Гарцуева. Актер может столь многое, что остается ему только пожелать, чтобы и впредь ему везло с материалом и режиссерами. Его персонаж — герой–неврастеник, идущий по пыльной дороге в поисках справедливости, с открытой и незащищенной душой, всегда будет в проигрыше. Однако от этого он не обеднеет духом.
Лучший режиссер — Денис Нупрейчик. «Королева красоты»
Молодой режиссер Денис Нупрейчик уверенно и без суеты руководит Новым драматическим театром, выпуская один хороший спектакль за другим. В работах Нупрейчика есть вкус и профессия, стремление работать с первоклассным драматургическим материалом и заботливое внимание к актерам, каждого из которых от спектакля к спектаклю он стремится раскрыть с новой стороны. Все это мы и увидели в «Королеве красоты».
Лучший спектакль — «Не мой». Театр им. Я.Купалы
Драма Александра Гарцуева по Алесю Адамовичу оказалась внушительным эпическим полотном с внятным гуманистическим посылом и идеальным визуальным воплощением. Спектакль большой формы, за который во все времена ценят и любят театр национальный — единственный театр, способный вселенским катастрофам дать такой же сценический эквивалент.
Лучший актерский ансамбль — спектакль «Офис»
Молодые купаловцы во главе с режиссером Екатериной Аверковой поставили самый актуальный спектакль сезона по пьесе Ингрид Лаузунд. Оказалось, что драмы и страхи офисного «планктона» в своем драматизме ни в чем не уступают драме чеховских «лишних» людей: менеджер мешает чай ложкой, а жизнь его под рядовое гудение принтера рушится. В «Офисе» актеры высмеяли молодое поколение общества потребления, которое в своих аппетитах ничуть не хуже взрослых хищников. Финальные монологи каждого из героев — привет драматурга старому доброму психологическому театру.
Лучший региональный спектакль. Театр им. Я.Коласа. «Квартет»
Художественный руководитель театра им. Я.Коласа Рид Талипов в своей недавней премьере «Квартет» по Рональду Харвуду объединил лучшие актерские силы витебского театра, чтобы рассказать свою историю о непреходящей ценности искусства. Здесь есть и горечь, и сарказм, и светлая печаль. «Квартет» — беспроигрышный бенефисный материал для звезд, и в Витебске его ничуть не испортили, а выдали свою полноценную версию, не хуже спектакля БДТ.
Лучший гастрольный спектакль — «Дядя Ваня». Театр им. Вахтангова
Спектакль «Дядя Ваня» Римаса Туминаса показал нам совершенно иного Чехова. Комплименты, которыми постановку наградила российская критика, не оказались преувеличением. Глядя этого «Дядю Ваню», полностью разделяешь справедливость тезиса о том, что Чехов, помимо всего прочего, является еще и предтечей театра абсурда с его черным юмором и вывернутыми наизнанку психологическими мотивациями. Лучшие актерские силы театра им. Вахтангова, пережившего не так давно свои профессиональные бури, соединились здесь, чтобы доказать: вся «новая драма» — детский лепет по сравнению с чеховским текстом, если прочесть его внимательно. Актеры Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Людмила Максакова, Владимир Вдовиченков, Анна Дубровская, Мария Бердинских подарили минчанам настоящий театральный праздник.