Настоящий землянин
Настоящий землянин
Мы говорим «Земляне» — подразумеваем Сергей Скачков. Говорим «Сергей Скачков»... и уже не подразумеваем группу «Земляне». Ошибка, нонсенс, да не может быть! Может... Еще меньше года назад казалось, что основному вокалисту и клавишнику великого коллектива удалось отстоять и закрепить его название за собой. Ценой неисчислимо потраченных нервов, новых седых волос в хорошо всем известной рокерской шевелюре и новых песен, не увидевших свет в положенное им время. Когда нетворческие моменты бесцеремонно вмешиваются в творчество музыканта, для него это всегда болезненно. Ладно, не черт с ними, но пусть себе летят с «богом» теперешние «Земляне». Да и не смогут они лететь долго, так, проползут километр–два и больше мы о них и не вспомним. До той поры, пока под брэндом «Земляне» вновь не появится Скачков! Поющий... «Молодость моя, Белоруссия»?..
— Сергей Ростиславович, извините, что, быть может, снова наступаю вам на мозоль, наверное, больную, но сколько это может продолжаться?! Все права на имя группы «Земляне» принадлежали вам, а по телевизору опять выступают какие–то «земляне», в журналах идет их реклама, в центре которой располагается бывший руководитель того самого знаменитого ансамбля Владимир Киселев...
— На сегодняшний момент он стал обладателем товарного знака «Земляне». Да, вот так получилось... Сбылась его мечта.
— Я тут вспоминал 80–е, когда ваши коллеги по сцене, «подпольные» рок–музыканты, снисходительно говорили о «Землянах»: какая же это рок–музыка, когда они о «каскадерах» поют? То есть если поешь «Траву у дома» — ты эстрадник с очень маленькой буквы «м», а если «Поворот» — истый рокер? Все дело в текстах, так, что ли?
— Дело в том, что для меня рок–музыка это прежде всего, как играют и как поют, а уже потом — о чем поют.
— Вы — патриот своей страны, это общеизвестно. В репертуаре тех «Землян» было много песен гражданского, общечеловеческого содержания — «Путь домой», «Крынка молока», «Красный конь». Если я не путаю, вы что–то пели на стихи Ольги Федоровны Берггольц. Тогда вы их исполняли, тоже будучи патриотом Советского Союза либо приходилось прогибаться под неизменчивый мир худсоветов? Иначе вам бы хард–рок не дали играть на концертах?
— Мы играли то, что хотели. И за это получали так же, как все: нас снимали с гастролей, отправляли на репетиционный период и тому подобное. А за песни гражданского содержания мне и сейчас не стыдно.
— Тот ваш патриотизм можно сравнивать с патриотизмом нынешних исполнителей — Олега Газманова, «Любэ»? Плюс «Машина времени» и «Чайф» у стен Кремля. Когда правды, подлинных высоких чувств больше было в творцах, в их песнях — тогда или сейчас?
— Я уверен, что группы и исполнители, о которых вы сказали, честны и правдивы в своих чувствах и убеждениях.
— Недавно Борис Зосимов, некогда менеджер «Землян», вспоминал с экрана эпизод, связанный с тем, что на телеконцертах и в клипах Игорь Романов, гитарист группы, открывал рот под вашу голосовую фонограмму. Мол, к этому предложению Владимира Киселева, — что ты не телегеничен, поэтому давай впереди у нас будет красавец Романов, — Скачков отнесся чуть ли ни с радостью, поскольку комплексовал по поводу своей внешности. Бред? И было хоть чуточку обидно, что поете вы, а девушки сохнут по «поющему» Игорю?..
— Я не комплексовал. Просто никак не мог понять, что хочет от моего лица режиссер программы. В принципе, не очень люблю фотографироваться и сниматься. Тем более позировать. Сначала меня это вообще никаким образом не волновало, но когда Игорь стал все «громче и громче» петь на концертах, что очень мешало, это стало действовать на нервы. С точки зрения видеоряда, Романов находился впереди как фронтмен, а я с клавишами стоял сзади. А Киселева очень устраивала эта ситуация: тот, которого показывали по телевизору, — не пел, а того, кто пел, — не особо показывали. Таким образом, он мог в любой момент расстаться с любым из нас безболезненно.
— Как вообще уживались три эгоцентричные, как мне представляется, личности в «Землянах»: вы, Владимир Киселев и Игорь Романов?
— Друзьями точно не были, каждый из нас выполнял свою работу.
— О том вашем периоде, когда «Земляне» меняли свое название чуть ли ни каждую неделю, мало что известно. Вы же тогда выступали и просто как Сергей Скачков?
— Что касается меня, то параллельно группе я стал раскручивать и Сергея Скачкова. А название никогда не меняли, кроме единственного раза, когда в 1988 году к Пьеру Кардену для участия в его театрализованном шоу в Париже ездили как «Восточный экспресс».
— Что вы чувствовали, выступая в концертах «Дискотека 80–х», когда вместе с вами прыгали фонограммные «Кар–Мэн», про колбаску пел ансамбль «Комбинация», Си Си Кетч улыбалась? «Куда я попал?» или же «это моя работа»?
— До дискотеки Юрий Левачев, директор «Землян», сделал первый «Хит–парад» (это первое подобное мероприятие, с которого начались «Дискотеки 80–х»). В нем участвовали рок–группы и вокально–инструментальные ансамбли советского времени. И поэтому я думал, что «Дискотека 80–х» — это что–то подобное...
— Как вспоминают очевидцы, на давно ушедшем в историю концерте, где партнером «Землян» по сцене был Uriah Heep, ваш коллектив легко «убрал» западную легенду...
— Мы были поставлены в ужасные условия. Концерт был задержан на час, а нам даже не дали провести саундчек. Поэтому то, что мы вообще каким–то образом прозвучали, я расценивал как нашу большую победу. А свои ощущения по поводу того концерта можно передавать только ненормативной лексикой...
— А что за странности творятся с вашим отменнейшим крайним альбомом «Символы любви»? Такое впечатление, что пресса его не заметила...
— А я заметил, что пресса вообще ничего отменнейшего не замечает.
— Какие три песни из вашего сегодняшнего нового репертуара порекомендуете тем, кто хочет понять, что вы собой представляете в наше время?
— Весной мы будем презентовать «Символы любви». И все песни из этого альбома мне нравятся одинаково.
— Сергей, у вас двое детей. Как у них обстоят дела с музыкой?
— У меня их... трое. Двое из них занимаются музыкой. И сын подает надежды как пианист.
— Я наблюдал за вами на нескольких телесъемках, к которым имел отношение. И было чувство, что вы разговариваете с посторонними людьми, техническим персоналом несколько свысока. Так вы держите дистанцию с незнакомыми и малознакомыми людьми? И бываете ли вы вспыльчивы, чересчур резки?
— Наоборот, я очень покладистый что касается работы... Но не герой бесполезного труда. К сожалению, и на телевидении тоже достаточно много непрофессионалов.
— Если я не ошибаюсь, у вас был бизнес, не связанный с музыкой. Удачный?
— Удачно бизнес может складываться только у «Газпрома».
— Хочу идейку вам подкинуть. Когда поедете в Беларусь с концертами, отрепетируйте песню «Молодость моя, Белоруссия»! Вы с вашим вокалом, с рок–н–ролльной подачей можете дать этой композиции новое, современное дыхание. Не согласны?
— Согласен!!! Мне нравится и сама песня, и те, кто ее первыми исполнил когда–то.
Автор публикации: Олег КЛИМОВ